Меню
http://персональныеданные.дети

Страничка психолога

 

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте. В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет! Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных. Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу.«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон. Ты будешь шокирован, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём волноваться. Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад. Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?! Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют. Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире. «Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд. Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни. Крис Андерсон, главный редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона — никаких экранов и гаджетов в спальне! «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей». Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов. Вот тебе и ответ на вопрос «что нужно делать?». Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.




«Суицидальное поведение: профилактика и коррекция»

Темы мероприятий, направленные на предупреждение суицида и всех форм насилия над детьми

Формирование здорового образа жизни

Профилактика вредных привычек и формирование мотивации на здоровый образ жизни  Спортивные соревнования «Поколение счастливых»;

«Жить в ладу с собой и миром (беседа по профилактике вредных привычек);

«Я выбираю здоровье!» (индивидуальная консультация);

 «Психофизическое  здоровье человека»;

 Профилактику аддиктивного поведения ( беседы с родителями (законными представителями));

Индивидуальные и групповые формы работы с детьми по сохранению психического здоровья в условиях дошкольного учреждения;

Информационный материал по профилактике  компьютерной зависимости «Компьютер  и здоровье» (беседы с воспитанниками и родителями (законными представителями);

Психолого-педагогическая  работа с педагогами

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Воспитатель и проблемы дисциплины (психолого-педагогический семинар)

Психолого-педагогическая  работа с родителями

«Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку? «(Практико-ориентированный семинар для родителей (законных представителей);

«Территория семьи. Поговорим? Поговорим!» (родительское собрание);

 «Мы вместе» (Консультирование по предотвращению конфликтных ситуаций между родителями и детьми)

Памятки

«Кризисы дошкольного возраста»;

«Пора в школу!» (памятка);

«Воспитание без насилия;

«Рассеянный»;

«У ребенка недостаточно развито внимание»;

«Развиваем память»;

«Ученье свет»;

«Развиваем правое полушарие головного мозга»;

Психологическая профилактика жестокого обращения с детьми.

Памятка для родителей по профилактике суицида

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.

Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.

Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

пренебрежение собственным видом, неряшливость;

появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

        Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

        Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех...»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте., ...да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается - значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

будьте терпеливы;

не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...»;

делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению.

Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

Ранние попытки к суициду;

Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;

Суициды в семье или в окружении друзей;

Алкоголизм;

Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;

Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;

Хронические или смертельные болезни;

Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;

Семейные проблемы,

Психические заболевания, а именно:

Депрессия;

Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;

Маниакально-депрессивный психоз;

Шизофрения.

Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

Погруженность в размышления о смерти;

Отсутствие планов на будущее;

Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Признаки депрессии у детей

ДЕТИ

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Внешние проявление печали

Нарушение сна

Соматические жалобы

Изменение аппетита или веса

Ухудшение успеваемости

Снижение интереса к обучению

Страх неудачи

Чувство неполноценности

Самообман - негативная самооценка

Чувство «заслуженной отвергнутости»

Чрезмерная самокритичность

Сниженная социализация, замкнутость

Агрессивное поведение


 

7 вещей, которым нужно научить мальчика до 10 лет

 

Мама 10-летнего Уита, писательница Линдси Мид, поделилась с изданием Huffington Post своими идеями по поводу воспитания мальчиков. Линдси считает, что до десяти лет ее сын должен освоить семь важных жизненных правил.

«Мой сын может сам выбрать себе профессию, проявлять характер, не соглашаться со мной, но есть базовые ценности, которые я считаю важными для любого мальчика его возраста», – пишет Линдси в Huffington Post. Вот эти ценности:

1. Уважительно относись ко всем людям. Директор твоей школы и бездомный возле супермаркета одинаково заслуживают доброты. Ты очень чуткий мальчик, так что не переставай таким быть!

2. Нет – значит – нет. Независимо от контекста.

3. Не прячь свои чувства, ведь можно быть сильным и чувствительным одновременно. Неважно, мальчик ты, или девочка, прежде всего, ты – живой человек.

4. Ты не можешь сделать другого человека счастливым – ни меня, ни папу, ни кого-либо другого. Каждый человек сам ответственен за свое счастье, ты – тоже. Конечно, слова, которые ты говоришь, поступки, которые совершаешь, влияют на настроение окружающих, но ты не обязан нести ответственность за их душевное благосостояние.

5. Цени каждый момент. Помнишь, как однажды ты мне сказал: «Когда я был в детском саду, то ненавидел спать днем, а теперь в школе мне этого не хватает»? Я рада, что ты обратил на это внимание. Очень важно уметь ценить то, что происходит с тобой в каждый конкретный момент времени.

6. Живи увлеченно. «Мне скучно» – вот фраза, которую я никогда не хочу слышать! Вокруг столько интересного и занимательного, мир так разнообразен, что скучать, особенно будучи ребенком, непростительно. Независимо от того, что ты выберешь – хоккей или игру на скрипке, я поддержу тебя. Но инициатива остается за тобой.

7. Я люблю тебя безусловно. Ты можешь обидеть или расстроить меня, но я все равно люблю тебя и не боюсь проявлять это чувство. Что бы ни произошло, ты всегда можешь на меня рассчитывать.

 

 

Откуда берутся «маменькины сыночки»

Обычно, когда у женщины рождается сын, она думает: «Воспитаю его настоящим мужчиной на зависть всем!» Но почему-то у таких мам чаще всего получаются «маменькины сынки». Попробуем понять, почему так происходит.

 Группа риска

Бытует мнение, что «маменькиными сыночками» становятся мальчики, воспитанные в основном матерью. Причем речь здесь идет не только о неполных семьях, где нет папы и женщине приходится заменять ребенку обоих родителей. «Маменькин сынок» может вырасти в полноценной семье, где есть и папа, и мама. Но отец в силу разных причин, скажем, он занимается бизнесом и редко бывает дома, почти не проводит время с ребенком. Мама в таком браке чувствует себя покинутой и забытой, поэтому всю свою нежность и нерастраченную любовь обращает на сына. Недолюбленные и неизбалованные вниманием отца и мужа они находят утешение в общении друг с другом. Женщина буквально «лепит» из сына того мужчину, которого она так и не встретила на своем жизненном пути – надежного, внимательного, искреннего, заботливого. В дальнейшем она, воспитав своего идеального и совершенного мужчину, скорее всего, ни за что не захочет делить его с кем-то еще.

Маменькины сыночки чаще всего - бесхарактерные люди. Тут все просто: нужно его задавить своим авторитетом вместо мамы. Вы говорите им, куда идти работать, что делать и т.д. Просто такие люди, с такими мамами не привыкли к самостоятельным решениям вопросов. Но главное, свой авторитет нужно постоянно держать выше маминого. Вместе с мужскими качествами ребенку достаются слабохарактерность, инфантильность и несамостоятельность, которые становятся основными чертами его характера. «Маме виднее. Мама плохого не посоветует» – повторяет взрослый сын мантру, заученную с детства. К сожалению, в этом сценарии счастливый конец возможен только, если сын сможет однажды развернуться и пойти своим путем. Такое, будем честны, случается крайне редко. В основном, если мужчине встречается девушка, чувства к которой оказываются сильнее, чем привязанность к маме.

Излишняя опека женщины над сыном может объяснятся также тем, что этот ребенок нелегко ей достался (наступление беременности после длительного лечения от бесплодия, осложненная беременность, тяжелые роды, проблемы со здоровьем у малыша при рождении или в раннем возрасте). Пережитый однажды страх потерять любимое дитя поселяется в душе матери навсегда. Она подсознательно боится за своего мальчика, поэтому цель ее жизни – всегда защищать его. Такая гиперопека рано или поздно приводит к необратимым последствиям в характере и темпераменте мальчика. Он становится безвольным, закомплексованным, апатичным, он слепо верит маме и готов жить по ее указке. Такой мальчик редко имеет свое мнение по какому-нибудь вопросу. А когда от него требуют принять самостоятельное решение, он оглядывается на маму, которая как всегда укажет верный путь.

Маменькин сыночек не может повзрослеть. Такие мужчины испытывают сложности в построении отношений с противоложным полом. Часто они подолгу не женятся, а если все-таки связывают себя узами брака, то его нельзя назвать счастливым. Невестке все время приходится конкурировать с мамой мужа и, к сожалению, часто она проигрывает в этом соперничестве – мама готовит борщ наваристее, печет самый вкусный яблочный пирог и на глазок покупает рубашку по размеру. Мама предугадывает желания своего сына до того, как тот успел их озвучить. Еще бы, энергетическая пуповина между ними, похоже, так и не оборвалась.

Секреты воспитания мальчиков

Психологи считают, что перевоспитать «маменькиного сыночка» не получится. Мужчина уже сложился и перекроить его внутренний стержень уже невозможно.  Женщине, которую угораздило влюбиться в такого мужчину, придется смириться, что в их семье всегда будет не дуэт, а трио.

Чтобы мальчик не стал «маменькиным сыночком» очень важно, чтобы его воспитанием занимался отец. Он должен видеть перед собой пример мужских поступков. Если в семье нет папы, это не значит, что все пропало. Мальчику будет достаточно периодически общаться с крестным, дядей и другими родственниками мужского пола.

Воспитание «маменькиного сыночка» говорит об эгоизме со стороны женщины. Она родила сына для себя и не намерена его никому отдавать. Но таким образом она обрекает его на фиаско в личной жизни.

Конечно, каждой матери хочется, чтобы ее ребенок был с ней как можно дольше, нуждался в ней, в ее помощи и поддержке. Однако приходит время, когда малыш начинает отдаляться: он взрослеет, набирается собственного опыта путем ошибок, синяков и шишек. Это естественный процесс. Если мальчик чрезмерно привязан к маме, следует развивать в нем самостоятельность, мотивировать малыша на ответственные поступки. В противном случае он не сможет адаптироваться к  взрослой жизни, где нужно принимать решения, управлять своей судьбой. Сын не может принадлежать маме вечно. Его следует отпустить, чтобы он стал настоящим мужчиной – надежным и заботливым для той женщины, с которой он создаст свою семью.

 

Почему мамам так важно позитивно мыслить

Стакан наполовину полон – так говорят оптимисты. Став мамой, я поняла, что сила позитивного мышления мной, убежденной оптимисткой, была недооценена. Оказывается, мое настроение и умение подстроиться под ребенка напрямую связано с его поведением и развитием.

С появлением на свет моего сына Саши у меня, как у многих, было связано много ожиданий, в том числе строгого режима сна, питания, прогулок. Но не тут-то было. Спать дома больше 40 минут за раз он наотрез отказывался, ночью каждые 3 часа ел месяцев до шести, а уж руки я ему пеленала почти до года – ну мешали они ему засыпать и все. Вам это знакомо?

Первые  месяцы  сын  очень  много  спал.  поэтому  я  успевала  все:  и  за  компом  посидеть,   и поспать. Я всегда знала, что мысли материализуются. Поэтому в очень важные моменты своей жизни я как можно чаще представляю, как добиваюсь желаемого и как мне от этого хорошо. И никогда не сомневаюсь в том, что задуманное сбудется. Пока я пыталась подчинить сына привычному в нашем доме режиму, все шло из рук вон плохо. Но как только я начала подстраиваться под его потребности – у Саши начали проявляться долгожданные навыки. В один момент он сам попросился спать в свою кровать, потому что я все равно его туда ночью перекладывала, а также есть вилкой, пить из чашки, чистить  зубы  и так далее.


 Тогда я поняла, что взрослая привычка мыслить рационально мешает мне быть счастливой и словно программирует моего сына на то, чтобы меня не слушаться. И я выработала для себя несколько правил:

 1. Мой ребенок – личность, со своим характером и желаниями. Я могу сколько угодно навязывать ему машинки и конструкторы, но если он любит воду, значит перенесем все дела в ванную. Пока он плещется в тазике – у меня есть возможность поработать.

 2. Любая безопасная игра – это развитие. Если мне нужно готовить, то Саша подметает на кухне или развешивает свою одежду на сушилке. Я специально убираюсь только при нем. Так проще привлечь ребенка к участию, и не нужно отсаживать его в манеж или в кровать. Я приобщаю сына ко всему, ведь личный пример заразителен. А свободное время лучше провести за игрой. Не столь важно, что делать – важно делать это вместе.

 3. Проще подстроиться под ситуацию, чем стоять на своем. Если ребенок хочет спать, то пусть спит – неважно, когда и где. Желание следовать режиму только его нарушает. Буквально сегодня мы не дали Саше уснуть в машине, потому что были в 1 минуте от дома и в 1 часе от обеда и дневного сна – в итоге не спали целый день все. То же относится и к выбору правильного момента. Если в свое время не дать ребенку поиграть ложкой, пусть даже он весь перемажется кашей, то в следующий раз он к ней нескоро потянется.

 4. Капризы.  Куда без них? Лучшая тактика – игнорирование. В год и 8 это работает. Просто начинаю что-нибудь увлеченно делать – сын сразу отвлекается. Это касается и еды. Едим мы вместе, и пока он сидит над своей ложкой, я съедаю 5 своих. Вид жующего за обе щеки человека очень подстегивает аппетит. А раньше-то я думала, что сначала обязательно нужно накормить ребенка. А если он, обиженный, пытается меня ударить, то беру его руку в свою и начинаю себя гладить, приговаривая, что мы друг друга любим. Теперь, когда у Саши плохое настроение, он приходит меня гладить и обниматься. Телесных наказаний я не приемлю. А как ему потом объяснить, что драться нельзя, если я сама его шлепаю?

Первый месяц  ничего  не  успевала, хотя  и  муж  в  отпуске  был. Сейчас  всё  успеваю - и пироги  стряпать,  и на  форуме  висеть.  Никто  не  помогает.  Муж  с   работы  поздно  приходит,  только  в  выходные  дни  с  ним  пару  дел  делаем.  главное - грамотно  все  распределить.

5. За черной полосой всегда следует белая. Если последние несколько дней Саша плохо ест и с трудом засыпает, то скоро это закончится. Обязательно! Ведь, кроме плохого самочувствия, у такого поведения может быть масса причин, в том числе смена погоды или простое нежелание. А разве я не ворочаюсь порой с боку на бок по 2 часа и не хочу пить кофе с булочками на завтрак, обед и ужин?


 6. Все дети разные. Это стоит усвоить первым делом. Поэтому бесполезно сравнивать, у кого ребенок в каком возрасте начал читать, рисовать, лепить, говорить. Саша до сих пор не любит долго рассматривать книги и   не  проявляет  интереса  к  краскам  и  мелкам, как другие сверстники. Хотя я и рисую сама дома упорно, и подсовываю ему везде красивые книжки. Зато перед сном, разбирая мою коробку с украшениями, он не против послушать, как я читаю ему стихи или индийские сказки. Все идет в копилку развития – любым способом. Поэтому я декламирую Чуковского и Маршака везде.

 7. Я всегда отдыхаю, когда Саша спит. Это мое время, которое можно провести за книгой, фильмом, поработать или просто поспать.

 8. Тайм-менеджмент, или, попросту, самоорганизация. Когда я стала уделять соцсетям ровно 15-20 мин в день, просматривая в инстаграме только особо интересующие меня профили, а в телефон заглядывать только для ответа на звонок/письмо/смс, у меня вдруг появилась уйма свободного времени. Попробуйте установить график пользования телефоном вместо того, чтобы пытаться вписать все дела в распорядок дня. Вы увидите, что времени может хватить на все.

 А знаете, что больше всего отдаляет от нас желаемое? Нацеленность на результат. Мы так хотим поскорее приблизить какое-то событие, будь то долгожданный дневной сон ребенка или его умение сидеть/стоять/ходить, что перестаем наслаждаться драгоценными минутами, проведенными вместе. Поэтому мой вам совет – как можно чаще расслабляйтесь, реже смотрите на часы, ищите во всем хорошую сторону и мыслите позитивно.

Развиваем память

 У ребенка плохая память! Это приводит родителей в отчаянье. Однако, как считают психологи, во многих случаях неспособность ребенка запомнить и воспроизвести требуемый объем информации никак не связана с какими-либо дефектами памяти. На самом деле причины могут быть разнообразны. В тех случаях, когда способность и взаимопонимание у ребенка хромает, не следует впадать в панику. Для начала определите, какой вид памяти развит у сына или дочки лучше – двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая, словесно-логическая или знаковая. Постарайтесь использовать его при запоминании.

    При, казалось бы, совершенно слабых природных задатках память можно развить. Для этого существует масса приемов, упражнений и даже игр. Вот несколько из них:

  1. Нарисуйте на листе смешного человечка. Пусть ребенок рассмотрит его и отвернется. Пририсуйте новые детали и попросите вспомнить, чего не было прежде.

  2. Нарисуйте на листе множество двигающихся человечков. Уберите лист и попросите воспроизвести движения.

  3. Прочитайте ребенку короткий рассказ и попросите пересказать его. Вы можете также зачитать вслух набор слов или цифр, чтобы ребенок постарался воспроизвести их. Предлагайте ему поиграть в так называемые интеллектуальные игры, в которых присутствуют элементы запоминания.

Развиваем воображение

   «ПАНТОМИМА» – это упражнение предназначено для развития воображения и творческих способностей. Попросите ребенка изобразить жестами и мимикой, звуками какой-нибудь предмет (поезд, машину, самолет и т.д.). Старайтесь придумать смешные варианты. Если у него не получается, покажите сами. Предложите ему угадать, что вы изобразили.

  «НЕЗАКОНЧЕННЫЙ РИСУНОК» - развивает воссоздающее воображение. Возьмите любую картинку и заклейте отдельные элементы. Предложите ребенку определить, что здесь нарисовано. Если он не справляется, добавьте один элемент. Так делайте до тех пор, пока ребенок точно не охарактеризует сюжет. «ТОЧКИ» - с помощью этого упражнения ребенок разовьет творческое мышление. Расставьте на листе бумаги в произвольном порядке точки. Покажите ребенку, как соединяя точки, можно создать рисунок. Затем пусть он попробует сам нарисовать что-нибудь таким образом. Использовать все точки необязательно.

  «ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИНТОНАЦИЯ» - предложите ребенку прочитать одну и ту же сказку разными голосами, попытаться придать тексту каждый раз новую эмоциональную окраску. Пусть он сделает это грустно, ласково, весело, сердито, по-доброму, жалобно, безразлично. Такое чтение развивает воображение на слуховые образы.

 

 

Чтобы  правильно  воспитывать  ребёнка,  нужно  учитывать  особенности  его  темперамента

 

 

 

Темперамент - основа поведения

 

 

 

Присмотревшись внимательнее к своему ребенку, Вы заметите, что он отличается от других детей. Часто родители сравнивают своего малыша с его сверстниками и переживают, что он еще не умеет так хорошо говорить, как соседский Петя; плачет чаще, чем старшая сестричка; у него много страхов или, наоборот, ничего не боится; часто просто неуправляем, не то, что спокойная девочка, живущая напротив. Сравнивая детей, родители забывают, что каждый малыш уже с рождения индивидуален и развивается по схеме, заложенной природой. «Индивидами рождаются, личностями становятся».

Поведение и эмоциональные реакции ребенка зависят, прежде всего, от ТЕМПЕРАМЕНТА. Тип темперамента определяется генами, т.е. является врожденным. Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ выделил 4 типа темперамента. Проявление того или иного типа можно заметить уже в раннем детстве.

Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать своего ребенка, эффективнее воспитывать и развивать его. Если у мамы и ребенка темперамент схожий, они быстрее найдут общий язык, если же темпераменты резко отличаются (мама – холерик, малыш – флегматик), это ведет к проблемам в общении с ребенком, в его воспитании, т.к мама часто требует от него то, на что он не способен (быть лидером в общении со сверстниками, быть раскованным, быстро одеваться и т.д.). В таком случае взрослому стоит подстроиться под ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, контролировать свои эмоции, чтобы не зародить у малыша комплекс неполноценности.

В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но все же преобладает один тип.

 

Итак, четыре типа темперамента.

 

                                                        Сангвиник 
Ребенка-сангвиника отличает выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь. Он верток и подвижен, слезы появляются мгновенно, но малыш быстро утешается, не злопамятен. Может быстро переключаться с одного занятия на другое, но если ему интересно – может заниматься одним делом, не отвлекаясь и не утомляясь. Любит как подвижные игры, так и спокойные. Добрый, не жадный. Может быть неаккуратным, несобранным, рассеянным, но в общении приятен, любит фантазировать. Преобладающее настроение – веселое, жизнерадостное. Как и холерик, маленький сангвиник самостоятелен и настойчив, однако эти качества проявляются только при заинтересованности ребенка. Вам не удастся заставить сделать своего малыша то, что он не захочет сам. Ребенок может сдерживать проявление своих чувств, поэтому вспышки гнева и агрессии бывают у него крайне редко. Он скорее проигнорирует Ваше требование и продолжит заниматься своим делом. Малыш склонен обдумывать свои действия и поступки; легко привыкает к новой обстановке, приспособится к тому, к чему никто не сможет приспособиться; находит общий язык с детьми и взрослыми; быстро усваивает правила поведения, послушен. Сангвиник компромиссен, это помогает ему пережить жизненные трудности. Обычно быстро засыпает, спит хорошо, просыпается с улыбкой. Печалится редко, легко поднять ему настроение.
Такому ребенку обычно суждено быть лидером среди других (стремление к лидерству проявляется уже в раннем детстве), выполнять роль буфера между холериком и флегматиком.

 

 

 

                                                             Холерик 
Маленький холерик не боится трудностей, упорен в их преодолении. Всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен. Если поставил перед собой цель, обязательно ее достигнет (достать Вашу любимую вазу с полки или простроить башню из кубиков) При этом проявит удивительную изобретательность. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, часто бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, которая очень развита. Холерик энергичен, непоседлив, импульсивен; много, громко и быстро говорит; выразительная мимика. Основное настроение—жизнерадостное, веселое, но быстро меняется; может быть несдержан. Легко приходит в ярость, но быстро успокаивается, не злопамятен. В поступках нет элемента обдумывания, поэтому может быть опасным для самого себя и окружающих. Несдержанность приводит к многочисленным жалобам воспитателей в детском саду: малыш неусидчив, много шумит, дерется с детьми, не соблюдает правила поведения, может нагрубить. Со сверстниками часто ссорится, даже дерется, доказывая свою правоту силой, а не разумными доводами. Любит играть в подвижные игры, часто достаточно агрессивные. Спит мало, просыпается рано; в еде неразборчив, ест «на лету», «кусочничает».
При воспитании маленького холерика от Вас потребуется бдительность, настойчивость, строгость. Старайтесь предугадать действия ребенка, если они таят в себе опасность, необходимо остановить малыша, объяснить ему, к чему может привести его поступок. Дома должны действовать четкие законы поведения (не очень много запрещайте), которые должны соблюдаться всеми. Замечания, сделанные вовремя, оказывают стимулирующее действие. Такому ребенку необходимо большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. Полезны занятия спортом, подвижный образ жизни. Учите ребенка проигрывать, думать над своими поступками. Читайте книги и истории о героических поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать, объяснять неправоту лучше, когда ребенок успокоится. Нельзя стыдить при других!!!   

 

                                                    Меланхолик 
Малыш-меланхолик малоактивен, движения его слабые, речь тихая и неторопливая. У меланхолика богатый внутренний мир: когда он не играет, чаще бывает задумчивым, грустным. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. При этом он очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам. Например, несколько минут назад малыш увлеченно рисовал, и вот уже горько плачет. Из-за чего? Может, рисунок не получился или карандаш сломался. Малышу нетрудно найти повод для огорчения. Плачет часто, долго и горько. С трудом включается в игры других детей, пугается чужих, но с теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый. Такого малыша часто называют «маленьким взрослым» за его рассудительность и серьезность. Он не любит играть в подвижные игры, разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, но без особых проблем, в кровати любит размышлять и фантазировать; утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, не любит спорт, соревновательные игры. Застенчивость, нерешительность, робость чаще встречается именно у меланхоликов. Во время адаптации к детскому саду часто наблюдается регресс в развитии (ребенок «скатывается» назад, забывает многие умения и навыки). Зато их чувствительность – залог отзывчивости и доброты, которые притягивают к ним друзей.
При воспитании такого ребенка главное – такт и терпение. Он очень медленно учится, потому что боится нового, везде ему мерещатся трудности и опасности, при возникновении проблем сразу опускает руки. Вместо того, чтобы переживать, что малыш упадет с горки, Вам придется уговаривать его залезть туда. Меланхолики обычно исполнительны и старательны, но не любят привлекать к себе внимания. Они не публичные люди, отказываются выступать на утренниках, отвечать у доски. Любое замечание, плохая оценка приводят ребенка в отчаяние. Поэтому вам придется постоянно поддерживать самооценку ребенка, контролировать свои слова и эмоции; приучайте к критике постепенно, ни в коем случае не кричите, говорите спокойным голосом, приводите доводы, тут же похвалите малыша за другие достижения или просто за старание. Утешьте, если он заплакал, и предложите свою помощь. Помните, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для Вашего ребенка, от этого он может даже заболеть. У малыша в семье должен быть человек (мама, папа, бабушка или домашнее животное), которому он мог бы полностью довериться, постоянно получать от него тепло и внимание.

 

                                                    Флегматик 
Малыш-флегматик не склонен к бурному выражению своих чувств. Медлительный молчун, полненький, спокойный. Его мимика и жесты сдержаны, маловыразительны, речь медленная, спокойная. Всегда невозмутим, хорошо владеет собой, как правило, послушен. Такого ребенка трудно опечалить или рассмешить. Малыш двигается мало, может целый день просидеть в одиночестве, играя с любимой машинкой. Не стоит его беспокоить, он вряд ли согласится на предложение поболтать или поиграть в другую игру. У флегматика несколько любимых игрушек, он мало фантазирует, играет в спокойные игры, мало двигается. Ест много, не привередлив. Неохотно сходится с новыми людьми, это следует учитывать, когда начинаете посещать детский сад или просите поздороваться с тетей на улице. Он также отрицательно реагирует на нарушение принятых в семье правил поведения, на ситуации, требующие немедленного решения. Если Вы собираетесь идти гулять, заранее предупредите ребенка, будьте готовы к тому, что он станет медленно одеваться, торопить бесполезно, лучше выделите побольше времени. Вообще, ребенок-флегматик все делает медленно, в том числе и учится. Он не находчив, с трудом осваивает новое и переключается с одного занятия на другое. В то же время он очень настойчив, энергичен, даже упрям, может долгое время работать не утомляясь. Главное – не ограничивать ребенка во времени, не торопить. Флегматик тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с энергичностью холерика. Самостоятельные решения принимать затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Хорошо развита долговременная память, т.е. долго помнит выученные стихи, песенки, новое учит долго и с трудом. Дети считают его скучным, но с удовольствием играют с флегматиком в традиционные ролевые игры (врач, дочки-матери) Родителям полезно развивать творческую фантазию (творите вместе, сочиняйте), приветствуются занятия вышиванием, музыкой, лепкой, рисованием. Не слишком рано отправляйте спать на ночь, не давайте пересыпать днем, пусть ребенок больше двигается. Закаливайте, не давайте много сладкого.

 

«Как научить ребенка убирать игрушки»

Малыш играет со  своими  игрушками  везде. Поиграл с одной игрушкой  - оставил ее на одном месте, поиграл с другой – оставил в другом. И так с каждой игрушкой. В результате игрушки лежат везде. Но ребенок разбрасывает игрушки не специально, он просто переключается с одной игрушки на другую, оставляя неинтересную игрушку.

 

        1. Взрослый должен спокойно относиться к разбросанным игрушкам, пока ребенок играет. Но в течение дня надо выбрать время, когда вместе с ребенком можно убрать игрушки  в специально отведенное для них место, это может быть время перед прогулкой, перед сном, перед едой.

 

        2. Если вы вместе с малышом убираете игрушки, не торопитесь, дайте возможность ребенку отнести игрушки на место. Не собирайте игрушки за ребенка, дайте возможность  ему самому или вместе с вами навести порядок.

 

        3. У ребенка должно быть выбрано определенное место для хранения игрушек. Нельзя хранить игрушки в одной коробке, куче. Их можно расположить в двух-трех разных местах, причем каждая игрушка должна иметь свое постоянное место, чтобы ребенок знал, куда убирать ее каждый раз.

 

        4. Используйте всегда метод поощрения. В процессе уборки дайте малышу понять, что он делает важное дело, хвалите, подбадривайте его, можете сопровождать свои действия стихами. Например:

 

«Зайку бросила хозяйка. 

Под дождем остался зайка, 

Со скамейки слезть не смог, 

Весь до ниточки промок.

 

  Ну-ка, Вова, за работу. 

Покажи свою охоту! 

Мы по комнате пройдем, 

Все игрушки уберем: 

И собачку, и юлу, 

И машинку, и козу.

       5. В процессе уборки, демонстрируя бережное отношение к игрушкам, вы показываете, что любите, заботитесь о них.  У малыша  тоже будут возникать и закрепляться такие же чувства к игрушкам. Во время наведения порядка обращайтесь к игрушкам, как к живым существам, хвалите малыша за помощь, перечисляя, что он сделал: «Вот какой Миша хороший: посадил зайку на стул, лялю спать положил, машинку в гараж поставил - отдыхайте игрушки. Миша тоже спать пойдет!» И так можно действовать от имени игрушек во всех режимных моментах (пред едой, перед сном, перед прогулкой и т.д.).

 

  

Игры и упражнения, способствующие развитию речи

 

 Ум ребенка – в пальчиках

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!  


Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки – сложнее).

Обязательно приобретите ребенку мозаику, пазлы; интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление, речь, внимание и т.д.

 

  Игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками.

 

ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА
(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)
Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

 

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

 

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

 

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

 

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

 

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

 

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

 

Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».

 

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж». 

Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.

 

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет) 

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался: 
(открыть рот)

Он умылся, 
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, 
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, 
провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся, 
(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, 
(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез. 
(спрятать язык во рту)

Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», Вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями («сладкое варенье»; «грибок» - язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; «толчки в стенку»- язык упирается в щеку изнутри, Вы немного давите на «шишечку»,образовавшуюся на щечке снаружи).

 

ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ
(материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных) 

1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).

2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.
– «Му-Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?
– «Тик-так, тик-так» – а это что?
И так далее.
Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.

 

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ
(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, котрыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д) 

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.
Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

 

Упражнения на развитие речевого дыхания 

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.

 

«ОДУВАНЧИК»
(материал: цветок одуванчика)

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

 

«СНЕЖИНКИ»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

 

«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка) 

Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

 

 

 

 

Что необходимо знать и уметь ребенку,

поступающему в школу

 

1. Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Знать  великих  русских  поэтов  и   писателей: А.  С.   Пушкина,  Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.).

16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

17. Запомнить и назвать 6–10 предметов, картинок, слов.

18. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30–35 минут).

25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

26. Прежде чем приступить к работе, при помощи незамысловатого опросника попробуйте определить ваши взаимоотношения с собственным ребенком.

 

 

Психическое развитие ребенка шестого года жизни




Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Как показывает опыт психологического консультирования детей младшего школьного возраста, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью и несформированностью произвольного поведения. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.

Вот какие жалобы высказывают родители и учителя начальной школы:

- Ребенок не подчиняется предписанным правилам поведения в школе.
- Не слушает объяснений учителя, занимается своими делами.
- Вместо тетради достает из ранца игрушки и играет во время урока.
- Трудно привлечь внимание ребенка, если не обращаешься конкретно к нему.
- Ребенок долго не может успокоиться и приступить к уроку.
- Во время занятий разговаривает с другими детьми, может встать и ходить по классу.
- Не дослушав вопрос учителя, выкрикивает ответ с места.
- За домашние задания не усадить. Уроки может делать до позднего вечера, постоянно отвлекаясь на посторонние дела.
- Если что-то не получается, все бросает и отказывается от выполнения уроков вообще.

Думаю, что такая перспектива вас не устраивает, а значит, вы со всей ответственностью отнесетесь к развитию социальных навыков поведения вашего ребенка в условиях группового обучения. Ребенок должен понять, что само по себе желание еще не повод для действий и что сначала нужно думать, а потом делать.
Но, конечно, принцип постепенности должен выполняться неукоснительно. Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно; он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.

Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного.

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры).

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону".

Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.

На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.

У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.

Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.

В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Как уже было сказано, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д.

Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: "А нормально ли это?" Для пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира.

Если   у  вашего  ребенка  проблемы  с  речью,  и  вам самим не удается добиться положительных результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту - логопеду.

 По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки. Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М - муравей, Я - яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую букву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал эту букву. Такие занятия очень нравятся детям.

Для чтения вслух выбирайте яркие, красочные книжки с интересными сюжетами; "волшебные книжки" очень хороши для этой цели. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог "читать" вместе с вами. Это очень важно с точки зрения развития интереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что эмоционально сближает вас друг с другом.

Бывают такие случаи, когда родители приводят на консультации своего ребенка семи-восьми лет, который уже ходит в школу, но никак не может научиться читать, или считать (решать примеры), или пишет с огромным количеством ошибок. Родители жалуются на своего ребенка: "Он ничего не хочет делать, мы измучились с ним. За уроки его не посадить, отказывается от любых занятий. Школу ненавидит" и т. д. За этим обычно следует отказ от посещения школы, неуправляемое поведение, а то и поиск подходящей компании "товарищей по несчастью". У них общая беда - ущемленное чувство собственного достоинства.

А ведь всего этого можно было избежать. Если бы родители занимались с ребенком, они вовремя заметили бы эти проблемы и обратились за помощью к специалистам (психологам, логопедам), которые помогли бы своевременно преодолеть трудности будущей школьной жизни. (В пять лет можно уже сделать относительный прогноз трудностей, с которыми столкнется ребенок, когда начнет обучение в школе.) Чтобы избежать трудностей в школьном обучении, занимайтесь со своим ребенком.

 Развитость тонкой моторики - основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.

Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.

П рекрасными средствами для развития тонкой моторики являются: а) искусство оригами - создание из бумаги разнообразных изделий. Этой технике, пришедшей к нам из Японии, посвящены специальные издания (книги по оригами продаются в наших магазинах); б) искусство завязывания узелков из веревочек (также изданы учебные пособия).

Всегда поощряйте занятия ребенка, если они связаны с тренировкой пальцев рук.

 

Рекомендую  провести  с  ребёнком  тестирование.  Материал  можно  взять  в  интернете  по  адресу:http://mams-club.ru/article/5/218.html

 

 

Адаптационный период

в детском саду

 

Адаптация к детскому саду – тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня,  к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков.  Отрыв ребенка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребенка психогенным фактором, стрессом. Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение. Лишение родительской любви, внимание и защиты. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя и др.

 

Выделяют три фазы адаптации:

Острая фаза – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменения в поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

Собственно адаптация – в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.

Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.

 

Период адаптации может длиться от одной – двух недель до трех – четырех месяцев и даже  более. 

Это  зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребенка, от особенностей нервной системы, также могут повлиять некоторые черты личности ребенка  и т. п.

 

Трудности в адаптации испытывают чрезмерно опекаемые в семье   дети.  Дети, у которых не привиты элементарные навыки самообслуживания, самостоятельности.   И  ребенок  чувствует  себя  в  детском  саду  беспомощным и неприспособленным к новым условиям. Дети, привыкшие к общению только с родителями и лишенные возможности общаться со сверстниками, также испытывают трудности, потому что навык общения не сформирован (ребенок должен видеть, что существуют такие же, как он, дети со своими потребностями, желаниями).

 

Рекомендации родителям:

 

1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми.

Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходить на день рождения друзей.

 

2.Обучить ребенка элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т. п.

 

3. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим.

 

4.  Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей.

 

5. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе( запасная одежда, смена обувь и т. д.)

 

6.  Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходит в д/с, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

 

7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия.

 

8. Одна из самых распространенных проблем – утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Сократите «сцену прощания». Родителям очень важно самим оставаться спокойными и уверенными в том, что ребенок благополучно пройдет адаптацию к д/с.

 

9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому родителям важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода - отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из д/с под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.

 

11. Нужно создать щадящий режим: укладывать пораньше спать, подольше находится с ним в момент засыпания, не кормить насильно, предлагать любимую пищу

 

10. По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, чем дети занимались, с кем ребенок играть.

 

Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул или после болезни) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

 

ПОМНИТЕ!

 

ВАЖНО ТЕРПЕНИЕ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОНИМАНИЕ!

 

 

Гиперактивные дети

Гиперактивные дети доставляют немало хлопот родителям и воспитателям. 
Они неусидчивы, неуступчивы, стремятся оказаться в центре внимания любой ценой. 
Существует предположение, что гиперактивность или синдром гиперактивности и нарушения внимания – результат обострённой реакции нервной системы на вполне нормальные раздражители (зрительные, слуховые) у некоторых особенно чувствительных детей. Это может выражаться в неуправляемом поведении, вспышках гнева и торопливости.  Что же делать? 
Психологи рекомендуют:

1). Проанализировать причины гиперактивности ребёнка: заболевание щитовидной железы, стресс или болезнь кого-то из взрослых в семье; 
2). Постоянно менять виды энергии ребёнка: физическую активность сменять умственными задачами, рисованием, просмотром и обсуждением мультфильма; 
3). Всегда говорить с гиперактивным ребёнком спокойно, чётко формулируя задачи и требования; 
4). Избегать игр с оружием (по статистике гиперактив-ность в 6 раз чаще встречается у мальчиков), просмотра телепередач и фильмов со сценами жестокости, насилия.

Действия родителей могут быть такими:

1). Тактично и спокойно напоминать ребёнку о правилах поведения, выражая уверенность в том, что он сможет вести себя правильно; 
2). Если на детской площадке или в гостях поведение ребёнка станет неуправляемым, - уединитесь с ним, успокойте, подержите на руках, умойте; в случае необходимости извинитесь, и уведите малыша.

 

 

 

 

 

Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей

1.В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он 
этого заслуживает, подчёркивайте успехи. 
Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах. 
2.Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». 
3.Говорите сдержанно, спокойно, мягко. 
4.Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить. 
5.Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками,раскрашивание, чтение). 
6.Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнение домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку. 
7.Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает 
на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие. 
8.Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей. 
9.Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 
10.Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, но не борьба или бокс).

 

 

 

 

Как отучить ребенка от пустышки

Отучить от пустышки - ответственный период для родителей. Чтоб правильно справиться с проблемой и не доставить сильный стресс ребенку, давайте рассмотрим ее суть - что значит пустышка для новорожденного, как и почему возникает зависимость от нее.

Пустышка для новорожденного - главный успокоительный предмет. Ведь сосание - естественный для младенца рефлекс, который проявляется еще до рождения. Малыш сосет свой пальчик, находясь в утробе матери, таким образом подготавливая и тренируя всю пищеварительную систему к приему пищи после рождения. Сосание - процесс, который успокаивает ребенка, занимает его время и даже позволяет ему узнавать новый для него мир. Это привычный и иногда единственно знакомый малышу способ справиться со стрессами окружающего мира. Благодаря своим успокаивающим свойствам пустышка позволяет малышу быстрее отвлечься от какого-нибудь раздражителя, ощутить некую защищенность, успокоиться и быстрее засыпать. Именно поэтому малыши чаще требуют соску по вечерам и тогда, когда они устали. Пустышка для ребенка ассоциируется с приятным успокоением, потому зависимость от нее формируется очень быстро и прочно.

Как отучить ребенка от пустышки, никто вам конкретной 100% инструкции не даст. Каждая мама находит сама выход из этой ситуации, зная привычки и характер своего малыша она сама решает как и когда отучать от пустышки. Большинство детей готовы к отвыканию от пустышки в возрасте примерно 1,5-2 лет. Но некоторых можно легко отучить уже в 1 год, а другие упорно отказываются бросать пустышку и в 3 года. Как правило, родители сами чувствуют, готов ли ребенок отказаться от этой привычки. Выслушав советы бывалых мам можно составить перечень рекомендаций, но решать только вам. Главное, чтоб не навредить психике ребенка.

Мы выделили две методики отучения ребенка от сосания пустышки, которые используют наши родители – резкая и постепенная.

Постепенная методика отучения от пустышки:
Она менее травматична для малыша и может быть применена в любом возрасте. Желательно начинать с 6-9 месяцев. И все равно не ждите, что это будет легко. Но мы же все знаем, что детей вообще воспитывать непросто.

Не суйте соску малышу каждый раз, как он заплачет. Предложите другие способы успокоения: покормить, покачать, приласкать, отвлеките его игрой. Не позволяйте ребенку сосать пустышку без особой нужды, постарайтесь давать пустышку только тогда, когда ребенок действительно чувствует себя некомфортно и нуждается в утешении. Как только увидите, что ребенок успокоился, отвлекся или уснул, незаметно выньте пустышку - он даже этого не заметит. Делайте это как можно чаще, при первой же возможности убирайте соску и время проводимое без "неё родной" будет увеличиваться. Малыш постепенно привыкнет к этому и начнет терять интерес к пустышке во время активного времяпрепровождения.

Резкое отучение от пустышки:
Такой метод подходит только для подросших детей, уже начинающих осознанно контролировать свои действия и поступки.

Хотя врачи советуют совсем отучать ребенка от пустышки в возрасте 6-9 месяцев, с большинством детей это не получается. И многие дети чувствуют силы самостоятельно отказаться от пустышки только в возрасте примерно от 1,5 до 3 лет.

Вот некоторые советы как отучить от пустышки ребенка достигшего возраста 1.5-3 лет:

  • Постепенно начинайте ограничивать использование пустышки: не берите ее с собой на улицу, не разрешайте сосать во время купания и игр, во время просмотра мультиков, давайте пустышку только перед сном и т.п.
  • Запланируйте «прощание». Можно представить это в игровой манере. Например, скажите ребенку, что через несколько дней или через неделю придет ночная фея, заберет пустышку, а взамен ее оставит малышу подарок. Так малыш привыкнет к мысли, что вскоре придется проститься с пустышкой, но у него будет время, чтобы привыкнуть к этой мысли, и утешение в виде подарка.
  • Не стоит ругать малыша за то, что он сосет пустышку, но обязательно хвалите тогда, когда он не сосет долгое время, вообще во время отучения постарайтесь не ругать и не наказывать ребенка.
  • Постарайтесь отучение от пустышки начать в тот период, когда не планируется вводить других изменений в его жизнь, например, приучение к горшку, поступление в детский сад, переезд на дачу и т.п.
  • Будьте последовательны и настойчивы в своих действиях. Если уж вы решили отучить ребенка от пустышки, то отучайте и не делайте послаблений ни себе, ни ему. Конечно, будут и капризы, и, может быть, истерики, и бессонные ночи. Как бы вам ни хотелось временами сдаться, будьте терпеливы и настойчивы. Чем последовательнее вы будете придерживаться правил, тем быстрее ребенок привыкнет обходиться без пустышки.
  • Поскольку подросший ребенок обычно требует пустышку, когда он огорчен, устал или скучает, постарайтесь, насколько это возможно, предупреждать эти состояния. Создавайте малышу необходимый ему комфорт, когда ему хочется пустышку. Например, не уходите сразу от его кроватки, положив спать, а почитайте ему книжку, дайте любимую игрушку или просто подержите за руку.
  • Не давайте ребенку скучать. Постарайтесь все свободное время малыша занимать играми, чтением, рисованием, чтобы ребенок забывал о пустышке. Ходите на прогулки, приглашайте к малышу друзей. Когда ребенок требует пустышку, постарайтесь отвлечь его внимание какой-либо заменой для рта: дайте пожевать яблоко или что-нибудь другое «долгоиграющее», попить сок или молоко из трубочки, поиграйте в музыкальные инструменты (дудочку, свистелку), выдувайте мыльные пузыри или спойте вместе песенку, расскажите хором стишок.
  • Проколите в пустышке маленькую дырочку или срежьте кончик, малышу уже не будет так комфортно ее сосать, а у вас будет повод убедить его в том, что пустышка "сломалась" .

Но это не значит, что один способ исключает другой. Если вы постепенно будете отучать ребенка от пустышки с полугода и не будет результата, то легче пройдет резкое отучение.

Вред пустышки

Считается, что длительное сосание пустышки может привести к нарушению прикуса и искривлению зубов. На самом деле, проблемы с прикусом возникают лишь у очень малого числа младенцев, а на постоянные зубы, которые начинают расти после шести лет, пустышка вообще не оказывает влияния. Сосание и пустышки, и пальца одинаково вредно для прикуса, но от пустышки отучить ребенка легче, чем от сосания пальца.

Одним из факторов, определяющих возможное возникновение проблем в ротовой полости, является интенсивность сосания пустышки или пальца. У детей, просто держащих во рту палец или пустышку, маловероятно нарушение прикуса по сравнению с теми детьми, которые в буквальном смысле сосут, сильно и подолгу, пустышку или палец. Когда вы вынимаете пустышку изо рта интенсивно сосущего малыша, часто явственно слышен звук, схожий с вытаскиванием пробки из бутылки. У таких детей может возникнуть искривление молочных  зубов.  В этом случае нужно проконсультироваться со стоматологом и постараться как можно быстрее отказаться от использования пустышки.

Если вы пользуетесь пустышкой, никогда не окунайте ее в мед или сироп. Мало того, что это вредно для зубов, такой обычай еще и усиливает привязанность ребенка к пустышке.

Экстренные случаи, когда нужно отучать ребенка от сосания пустышки как можно быстрее:

* Если малыш сосет пустышку целый день напролет или большую часть времени.
* Если сосание пустышки препятствует развитию у него социальных навыков и навыков общения.
* Если у ребенка есть какие-либо проблемы с речью или слухом.
* Если ребенку больше 3 лет.

Пройти тест Люшера бесплатно

 


счетчик посещений