Меню
http://персональныеданные.дети

Медицинские советы

 

Что делать, чтобы ребенок не болел?

 

Почему дети растут и развиваются по-разному? Почему один болеет редко, а другой не вылезает из простуд? Такие вопросы, думается, не раз задавали себе многие родители. Наверное, причина в том, что не все в должной мере понимают значение такого важного фактора для развития ребенка, как закаливание Методы закаливания, которые мы рекомендует использовать, довольно просты, а потому при желании могут быть включены в образ жизни любой семьи.

Что такое закаливание?

Закаливание – система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды (холоду и жаре, изменению влажности и др.) и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты. Противопоказаний для закаливания нет. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают. После выздоровления, через 1-2 недели, его возобновляют с начального периода.

 Методы закаливания делятся на неспециальные и специальные.

Неспециальные методы – создание соответствующих условий:

-достаточный минимум одежды для прогулок, для игр в помещении и для сна (если ребенок возвращается с прогулки вспотевшим, значит, его одели слишком тепло);

-максимально возможное пребывание на свежем воздухе в любую погоду, включающее прогулки и занятия спортом (если постоянно отказываться от прогулок в дождь, снег или при сильном ветре, ребенок никогда к ним не привыкнет);

-систематическое проветривание детской комнаты (до 5 раз в день) для создания «пульсирующего» температурного режима в ней (с наступлением морозной погоды форточки приоткрывают лишь на некоторое время, пока температура воздуха в помещении не снизится на 1-2 °С).

Специальные методы – это группа закаливающих процедур (воздушных, водных и др.), осуществляемых с учетом всех принципов закаливания: постепенности, систематичности, последовательности, комплексности, положительного настроя и учета индивидуальных особенностей ребенка.

 Воздушные ванны представляют собой контакт кожи ребенка с воздухом и являются самой первой процедурой закаливания для новорожденных. Малыш принимает их во время смены пеленок и одежды, когда на короткое время (2-3 минуты) остается частично или целиком раздетым. Температура в помещении при этом должна быть 20-22°С. По мере роста ребенка время воздушной ванны постепенно увеличивается и к концу 1-го года жизни достигает 10 минут. Для детей старше 1 года температура воздуха при воздушных ваннах составляет 18-19°С, в возрасте от 3 до 6 лет она снижается до 16°С. Во время воздушной ванны дети должны находиться в движении, поэтому очень удобно сочетать воздушную ванну с хождением босиком по ковру или специальной дорожке с рифленой поверхностью, начиная с 1-2 минут и прибавляя через каждые 5-7 дней еще по 1 минуте, доводя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно. Это не только способствует профилактике простудных заболеваний, но и тренировке мышц стопы. Дополнительно можно делать массаж ног с помощью круглой палки или мяча, катая их под стопами.

Водные процедуры являются самым популярным и действенным видом закаливания. Однако специальную методику необходимо подбирать индивидуально для каждого ребенка в зависимости от возраста и переносимости. Если Вы готовы заниматься систематическим регулированием времени процедур и температуры воды, после консультации с врачом можно начать закаливать ребенка методами обливаний, обтираний или контрастного душа. Если же нет, вносить элементы закаливания без опасения можно в обычные водные процедуры, такие как умывание лица, мытье рук и купание.

Для умывания лица и мытья рук включайте ребенку сначала теплую воду (30-32°С), постепенно снижая ее температуру до комнатной. Детям в возрасте от 1,5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. После такого умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения.

Общие гигиенические ванны, которые малыши принимают ежедневно, также могут стать прекрасной закаливающей процедурой, не отнимающей у родителей много времени. Для этого в конце купания ребенка в ванне с температурой воды 36-37°С необходимо облить его прохладной водичкой (температура 34-35°С) и насухо вытереть полотенцем.

Полоскание горла холодной водой тоже применяют в качестве закаливающей процедуры в любое время года. Детям 2-4 лет следует перед сном кипяченой водой комнатной температуры полоскать рот, а после 4 лет – горло. Осенью и зимой полезно вместо воды использовать специальные противовирусные средства. Например, чесночный раствор – из расчета 1 зубчик на стакан кипятка. Готовится такой раствор за 2 часа до его употребления.

Гимнастика и самомассаж

Закаливающий самомассаж активизирует защитные силы организма, благоприятно воздействует на нервную систему, поднимает настроение, а утренняя гимнастика – помогает организму скорее просыпаться.

Гимнастика в постели

1. Потягивания-поднимания поочередно правой и левой ног и рук одновременно

2. Поочередное сгибание и разгибание ног.

Самомассаж головы

Сидя на кровати, ребенок имитирует движения:

1. Включает воду, трогает ее, мочит волосы.

2. Наливает шампунь в ладошку и начинает изображать мытье головы.

3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.

4. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5. Смывает шампунь с головы.

6. Берет полотенце и сушит им волосы.

7. С любовью и лаской расчесывает волосы пальцами, словно расческой.

Дыхательные упражнения

Весьма надежное средство, укрепляющее защитные силы организма и охраняющее от простуды, – закаливающие дыхательные упражнения, которые выполняют утром до завтрака или вечером после ужина:

Ветерок

Взрослый произносит текст и показывает движения, а малыш их запоминает и повторяет:

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).

Хочу налево посвищу (поворачивает голову налево, делает губы трубочкой и дует),

Могу подуть направо (голова прямо – делает вдох через нос, голова направо – выдох через губы трубочкой),

Могу и вверх (голова прямо – делает вдох через нос, затем выдох через губы трубочкой и снова вдох),

И в облака (опускает голову, подбородком касается груди и делает спокойный выдох через рот)

Ну а пока, я тучи разгоняю (выполняет круговые движения руками).

Самолет 

Взрослый рассказывает стихотворение, а малыш выполняет движения в его ритме:

Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полет (задерживает дыхание)

Жу-жу-жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу-жу-жу (делает поворот влево)

Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).

Кроме этих упражнений полезны: ежедневное надувание мыльных пузырей, воздушных шариков, задувание зажженных свечей, «сдувание бумажки» со своей ладони или стола сомкнутыми губами и даже бурление воды в стакане через соломинку.

Все процедуры, включающие в себя процесс закаливания, формируют полноценный день ребенка и создают здоровый образ его жизни. Но поскольку процесс закаливания тесно связан с обменом веществ и энерготратами детского организма, нельзя забывать о важности правильного питания и включения витаминов в рацион ребенка.

 

Правильное питание

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне детского сада дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. Именно с этой целью в детских садах ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в дошкольном учреждении.

Утром, до отправления в детский сад, лучше ребенка не кормить, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае малыш плохо завтракает в группе. Однако если Вы вынуждены приходить в детский сад очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то можно дома давать ребенку сок и/или какие-либо фрукты.

Фитотерапия

Для профилактики простудных заболеваний очень полезны отвары целебных трав, ведь витамины растительного происхождения усваиваются лучше, чем выделенные синтетическим путем.

Фитотерапия проводится в виде курсов: 2-3 курса в год продолжительностью от 3-х недель до 2,5 месяцев и перерывом между ними не менее 2-х недель. Минимальное количество ежедневных процедур в одном курсе – 15.

Для детей рекомендуют готовить настои и отвары в следующей суточной дозе сухого лекарственного сырья на 1 стакан:

1-3 лет – 1 чайная ложка

3-6 лет – 1 десертная ложка

старше 6 лет – 1 столовая ложка

При правильном приготовлении безопасны для дошкольников чаи из следующих растений: душица (цветки), калина, клюква, рябина, мята, мелисса. Особенно полезно ежедневное употребление настоя шиповника за 10-15 минут до еды. Отличным добавлением к настою может стать сок лимона и/или мед.

Желаем здоровья Вам и Вашим детям!

 Детские прививки - выбор за родителями!

 

      Первую прививку вам предложат сделать еще в родильном доме. В наше время никто не принуждает делать детские прививки. Выбор делают родители. Некоторые утверждают, что детская прививка вредна для здоровья малыша. Другие считают, что отказываться от прививки опасно для детского иммунитета.      Разные осложнения после перенесённых заболеваний могут оставить не привитому ребенку последствия на всю жизнь. Например, при полиомиелите вирус поражает нервную систему, и дети становятся инвалидами. А столбняком можно заразиться, разбив коленку или просто поиграв в песочнице. Однако, бывают и смертельные случаи после перенесённой вакцинации…

      Если вы подходите серьёзно к этому вопросу, то следует ходить к иммунологу. Этот специалист побеседует с вами, чтобы узнать, случались ли в вашей семье отрицательные реакции на прививки. После чего вы получите квалифицированные рекомендации. В каждой стране – свой календарь прививок, который составлен с учетом иммунитета людей и заболеваний данной страны.

     Многие родители считают, что иммунитет младенца не готов к прививкам, однако, исследования иммунологов показали, что даже 11 одновременных вакцин, введённых новорожденному, задействуют не более 0,1% его иммунной системы. И не следует забывать, что в вакцине немного меньше антигенов, чем в натуральной инфекции.

 Какую вакцину для прививок выбрать?

      Прививка должна быть максимально безопасной для ребёнка. Лучше всего выбирать комбинированные вакцины. На сегодняшний день весь мир использует 4-, 5-, 6-валентные вакцины. Валентность – это количество болезней, от которых данная вакцина будет защищать. В комбинированных вакцинах снижена концентрация антигенов, что позволяет прививке быть наиболее безопасной. Если прививка АКДС 60-летней давности содержала до 3000 антигенов, что нередко приводило к аллергическим реакциям, то нынешняя ацеллюлярная вакцина, не содержащая клеток микробов, вмещает лишь 1-5 антигенов. Вероятность осложнений очень мала. Кроме того, 1 прививка вместо 6 уменьшает количество уколов, уменьшая одновременно, стресс для ребёнка.

     Комбинированные вакцины, в отличие от моновакцин (моновакцина – это вакцина от 1 заболевания), содержат гораздо меньше консервантов и не содержат ртути. Можно делать прививки за счёт государства или самим покупать вакцины для прививок. Но если вы решили купить вакцину для прививок самостоятельно, нужно заранее договориться с педиатром и мед. сестрой, взять сумку-холодильник, в ней перевезти купленную вакцину, и под присмотром врача делать прививку. Обычно, сумка-холодильник предоставляется мед. сестрой, если вы оставляете в залог определённую сумму денег. Покупать такую сумку-холодильник нет смысла, т.к. она понадобится вам всего лишь несколько раз. Приобретать вакцину следует в надёжной аптеке, где следят за условиями и сроками хранения.

     Те родители, которые отказываются от прививок, потом сталкиваются с трудностями при поступлении ребёнка в детский сад. В любом случае, делать прививку ребёнку или нет – выбирать вам!

Советы,  как  правильно  одеть  ребёнка

 

 

 

 

 

Это надо знать

Собирая малыша в детский сад, подумайте о том, удобно ли ему будет самому одеваться, удобно ли будет это делать воспитателям, которые собирают на прогулку целую группу детей. Молнии и «липучки» предпочтительнее пуговиц; вязаная манишка удобнее и надежнее, чем шарф; рукавички, пришитые к резинке, не потеряются, а шапочка-шлем плотно закроет уши.

          Чтобы избежать перегревания во время сборов на прогулку, детей в детском саду приучают одеваться последовательно: вначале «низ» - колготки, брюки, носки, ботинки; затем «верх» - свитер, шапка и в последнюю очередь шарф и куртка.

         Одежда для пребывания в группе должна быть максимально удобной, не сковывающей движения ребенка. Мягкие трикотажные брюки удобнее, чем жесткие джинсы и джинсовый комбинезон. Футболка или трикотажный джемпер предпочтительнее, чем рубашка. Эластичные подтяжки опасны – при движениях металлические или пластмассовые застежки могут расстегнуться и травмировать голову ребенка. Кроме того, подтяжки и лямки комбинезонов затрудняют переодевание ребенка и создают неудобства при посещении туалета.

         Если ребенок склонен к потливости, собирая его в детский сад, нужно захватить с собой запасную футболку, чтобы воспитатели могли его переодеть.

         На каждой одежде ребенка должен быть карман для чистого носового платка.

 

ОДЕЖДА ДЛЯ ПРОГУЛОК

Об этом нельзя забывать

 

         Детям одинаково вредно как перегреваться, так и переохлаждаться. Количество слоев одежды зависит от температуры воздуха. Дополнительно нужно учитывать силу ветра. При одинаковой отрицательной температуре воздуха человек мерзнет тем сильнее, чем больше скорость ветра.

         Большое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Малоподвижный, постоянно зябнущий ребенок должен быть одет теплее, чем активный. Слишком укутанных малышей можно встретить гораздо чаще, чем недостаточно тепло одетых.

         Многие мамы, собираясь на прогулку, стараются одеть ребенка теплее, чем одеваются сами. Но если это прогулка, во время которой ребенок постоянно двигается, а мама за ним наблюдает, то это неправильно. Вспотевший ребенок имеет гораздо больше шансов заболеть, чем одетый по погоде. К тому же пот может вызвать у ребенка раздражение и сыпь.

         Детей нужно одевать не теплее, чем одеваются взрослые, а возможно, даже легче. (Речь не идет о детях, «гуляющих» в колясках, им нужна дополнительная защита.)

         Одевая ребенка, помните, что дети мерзнут меньше, чем взрослые и больше двигаются.

 

"Правильная" обувь

 Следует покупать обувь известных фирм, имеющую сертификаты качества. Обувь неизвестных производителей представляет большой риск для здоровья ребенка.

Верх обуви должен быть сделан из материалов, пропускающих воздух, - кожи, замши, текстиля. По возможности старайтесь избегать синтетических материалов. Перед покупкой проверьте внутреннюю поверхность туфель: там не должно быть грубых швов или неровностей.

Обращайте особое внимание на наличие супинатора - одного из главных элементов «правильной» обуви, представляющего собой плотное возвышение на внутренней сторон стельки. Сдерживает своды стопы и способствует равномерному распределению нагрузки при ходьбе. В корректирующей ортопедической обуви супинатор может быть жестким и очень высоким. Но такую обувь нужно выбирать только по рекомендации врача.

Подошва обуви должна быть плотной, не гибкой, но податливой для амортизации при ходьбе. При абсолютно плоской подошве сложнее сохранять равновесие при ходьбе. Для нормальной осанки и правильного формирования свода стопы нужен небольшой каблучок. На первых ботиночках рекомендованная высота каблучка 5-7 мм, к двум годам – 1-1,5 см. Задник должен быть высоким, плотным и сплошным, без швов и складок. Выбирайте обувь с широким круглым носом, чтобы пальцы ног могли двигаться свободно.

Тесная обувь может привести к изменению формы стопы, способствовать врастанию ногтей, образованию мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды и нарушая кровообращение, тесная обувь в холодное время способствует охлаждению ног. Слишком свободная обувь также нежелательна, так как она затрудняет движение, вызывает потертости ног, в обуви «на вырост» ребенок чаще падает, у него нарушается осанка. Обувь должна подходить по размеру - внутренняя длина ботинка должна быть на 1 см превышать длину стопы стоящего ребенка. Стопа и пальцы не должны быть сдавлены.

Чтобы не ошибиться при покупке, дома поставьте ребенка на картонку и обведите ему стопы карандашом. Вырежьте, сравните два отпечатка (один из них, возможно, будет больше) и возьмите больший отпечаток с собой в магазин. Вкладывайте отпечаток в понравившиеся модели – так вы определите подходящие. Во время примерки вложите свой палец между задником и пяткой. Если палец не входит, обувь мала. Если входит свободно, слишком велика. Зимнюю обувь меряйте с шерстяным носком.

Ноги малыша растут быстро, его первые башмачки быстро станут ему малы. Следует почаще проверять, удобно ли он себя чувствует, и когда вы убедитесь, что, большой палец ножки малыша касается носка ботинка (в положении ребенка стоя), нужно покупать ему новую пару обуви.

Различают домашнюю, уличную и спортивную обувь. Обувь для детского сада – вариант домашней обуви. Малышам нельзя носить шлепанцы любых видов, мягкие, свободные тряпичные тапочки. Домашние тапочки должны напоминать туфли -облегающие, открытые, с хорошей вентиляцией.

Ходить дома босиком ребенку не рекомендуется. Хождение босиком по ровному твердому полу может задержать формирование свода стоп и способствовать усилению плоскостопия. Летом, когда достаточно тепло и нет опасности поранить или занозить ногу, детям нужно и полезно ходить босиком по земле, траве, мокрому песку, камешкам.

Уличная обувь – более закрытая, чем домашняя. В теплое время года удобна текстильная обувь – легкая, воздухопроницаемая и гигроскопичная. Если вы покупаете босоножки, стопа ребенка должна быть плотно зафиксирована ремешками. Носок уличной обуви для профилактики травматизма лучше выбирать закрытый.

Резиновые сапожки с приложенными в них стельками или чехлами из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравнительно теплую погоду на время прогулок по влажной земле и траве. Не надевайте ребенку (по крайней мере, до 3-4-летнего возраста) резиновые сапожки слишком часто или надолго – ноги в них очень потеют. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки.

Зимой на прогулках следует носить утепленные кожаные ботинки, а в очень сильные морозы – валенки с калошами. По возвращении с прогулок обувь нужно обязательно очищать от снега и просушивать. Внимательно следите за тем, чтобы зимняя обувь не была ребенку мала. Ботинки или сапожки, которые немного велики, можно носить с двумя парами носков.

Спортивная обувь должна поддерживать стопу при активных движениях. Для профилактики травм важны негладкая, амортизирующая подошва и плотная фиксация. «Липучки» или шнурки позволяют добиться идеального облегания ног с учетом их анатомических особенностей. Чешки детям надевают только на музыкальные занятия, для занятий физкультурой они не подходят. Тонкая кожаная подошва скользит и не амортизирует, фиксацию и поддержку стопы чешки также не обеспечивают.

Ортопеды не рекомендуют надевать чужую обувь, бывшую в употреблении. Разношенные туфли не будут плотно фиксировать ногу в правильном положении, а если у предыдущего владельца была деформация стопы, то возникшие в процессе носки дефекты окажут неблагоприятное влияние. «По наследству» могут передаваться только резиновые сапоги или практически не ношеная обувь.

Не менее важно правильно выбрать носки. Они должны быть подходящего размера –маленькие сжимают ноги, а большие собираются складками и способствуют формированию потертостей. Носки с пяткой гораздо удобнее носков без нее. У качественных носков материал на пятках и мысках толще, чем в других местах, - это делает их более долговечными.

Носки из натуральных волокон (хлопка и шерсти) лучше впитывают влагу и позволяют ногам «дышать».

Носки нужно менять ежедневно.

Одежда по сезону

В помещении

23°С и выше - майка, трусики, легкое хлопчатобумажное платье или рубашка с короткими рукавами, шорты, носки, сандалии или тапки.

21—22°С - хлопчатобумажные майка, трусики, хлопчатобумажное или шерстяное платье или рубашка с длинными рукавами из такой же ткани, шорты, колготки, туфельки.

18—20°С - хлопчатобумажные футболка, трусики, фланелевое или шерстяное платье или рубашка с длинными рукавами, шерстяные шорты или брючки, колготки, туфли.

16—17°С - одежда та же, но, кроме того, трикотажная или вязаная кофточка, шерстяные теплые тапочки с жестким задником и на небольшом каблучке.

 

 На улице

23°С и выше - майка, трусики, платье (рубашка) с короткими рукавами, шорты, носки (все хлопчатобумажное), сандалии. При температуре 25°С можно ограничиться маечкой и трусиками. Во время пребывания на солнце — панама или шапочка с козырьком.

18—22°С - одежда и обувь примерно такие же, как и в помещении при аналогичной температуре. При сильном ветре -теплая кофточка.

15—17°С - тонкое хлопчатобумажное белье, трикотажное или шерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, теплая кофточка, колготки, легкая шапочка. При сильном ветре — легкая курточка, туфли или ботинки.

17—14°С - хлопчатобумажная футболка, трусики, теплое платье (теплая рубашка с брюками), куртка или демисезонное пальто, колготки (при 7—10°С - рейтузы, но без брюк), теплые носки, шапочка, ботинки или сапожки.

от +6 до -2°С - хлопчатобумажное белье, теплое платье (теплая рубашка), трикотажная шерстяная кофточка, куртка или демисезонное пальто, колготки, рейтузы, носки, сапожки, шерстяная шапочка на матерчатой подкладке. При температуре ниже (0°С — зимнее пальто без вязаной кофты или утепленный комбинезон.

от -3 до -8°С - хлопчатобумажное белье, трикотажное или шерстяное платье (рубашка), вязаная кофточка, зимнее пальто или утепленный комбинезон, колготки, рейтузы (брюки), носки, утепленные сапожки, зимняя шапка.

от-9 до -15°С - хлопчатобумажное белье, трикотажное или шерстяное платье (рубашка), теплая шерстяная кофточка (свитер) или 2 трикотажные кофточки, зимнее пальто (шубка), колготки, рейтузы (брюки), шерстяные носки, хлопчатобумажная косынка, зимняя шапка, утепленные сапожки или валенки. 

 

Как помочь ребенку проснуться

1. Отличное средство быстро проснуться - физические упражнения, танцевальные движения под ритмичную музыку. Но если взрослые не привыкли делать зарядку с утра, бесполезно добиваться этого от ребенка, поэтому прежде всего САМИ делайте то, к чему хотите приучить ребенка. Позвольте себе несколько минут потанцевать с ребенком, а потом можно приниматься за утренние дела. 


2. Можно включать мультик, чтобы ребенок быстрее проснулся. Но время просмотра - один короткий мультфильм, ребенок не должен есть и одеваться перед телевизором. 

3. Хорошо пробуждает легкий массаж или приятные упражнения в кровати - потянуться, энергично поработать кистями рук, поднять ноги, сделать несколько вдохов-выдохов. 

4. Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно - это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным.
Для этого: 

  • пусть ребенок ложится спать и встает в одно и тоже время;
  • время перед сном должно быть спокойным, без шумных игр, без просмотра боевиков и, тем более, без семейных скандалов;
  • обязательны водные процедуры, свежий воздух в комнате;
  • учитывайте, что потребность в сне у ребенка 3-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет - 9-9,5 часов; в 15-17 лет - 8,5-9 часов. 

    5. Работоспособность дошкольника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, дети работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь.. 

    6. Если работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, т.е. общую работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых. 

 

Краткий обзор средств профилактики ОРЗ и гриппа.

 

 

 

med1

Весной при резкой смене погоды увеличивается количество простудных, - заболеваний.

В профилактике гриппа и других ОРЗ важными являются как формирование невосприимчивости организма к определённым инфекциям, так и стимуляция факторов защиты организма.

В настоящее время врачи продолжают поиск препаратов, дающих выраженный оздоровительный эффект. Определённое место среди них отводится адаптогенам, витаминам, усиливающим сопротивляемость организма к инфекциям, активизирующим факторы защиты детского организма.

По заключению специалистов, занимающихся этой проблемой, вакцинопрофилактику гриппа следует проводить лицам высокого риска: часто и длительно болеющим простудными заболеваниями, имеющими хроническую патологию; людям преклонного возраста; медицинским и педагогическим работникам; детям больших организованных коллективов.

В настоящее время есть несколько вакцин зарубежного и отечественного производства для профилактики гриппа и ОРЗ: например, новая российская гриппозная вакцина "Гриппол", немецкая вакцина "Флюарикс".

Профилактика гриппа с помощью химиотерапевтических противовирусных препаратов, таких как "Анаферон.

В течение ряда лет с целью профилактики ОРЗ у детей применяется "Дибазол", повышающий иммунитет, а также комплексы витаминов, фитопрепараты - элеутерококк, эхинацея, плоды шиповника, малины, смородины, обладающие имунномоделирующим действием.

Уважаемые родители, помните, что здоровье ваших детей находится в ваших руках! Чтобы избежать гриппа, и связанных с ним осложнений, необходимо задолго да начала эпидемии задуматься о профилактических мерах! Получить индивидуальную консультацию по вопросам, связанным с выбором средств по профилактике заболеваний в осенне-зимний период, можете, обратившись к своему участковому врачу.

Ежедневный утренний приём дошкольников в учреждение проводят воспитатели групп, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. 
Дети с подозрением на заболевание, в ДОУ не принимаются.
Заболевшие дети, выявленные в течение дня, изолируются.
Родители в экстренном порядке информируются о состоянии здоровья ребёнка (по указанному родителями телефону).
После перенесённого заболевания, а также отсутствия ребёнка в учреждении более 3 дней, детей принимают в ДОУ только при наличии справки от участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребёнка - реконвалесцента на первые 10 - 14 дней.
Профилактические прививки воспитанникам МДОУ проводит в учреждении  медицинская сестра  : с согласия родителей (под роспись), по индивидуальному графику в соответствии с "Календарём профилактических прививок" и "Календарём профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
После введения вакцины родителей и воспитателей информируют о введении дополнительного контроля за состоянием здоровья ребёнка и соблюдением щадящего режима.

  

med2 

 

«Что такое аллергия?»

 

            Уважаемые родители, мы хотим предоставить вашему вниманию информацию об аллергии дошкольников. Надеемся, что она Вам пригодиться в повседневной жизни и поможет сохранить здоровье любимых детей.

              Аллергия - это неестественный ответ организма на вещество, чаще всего абсолютно безвредное для большинства детей. Если у ребенка отмечается аллергия на какое-то вещество, контакт с которым произошел в результате вдыхания, проглатывания, прикосновения или внедрения в кожу, оно вызывает необычную реакцию.

            В основном детские аллергии - не более чем досадные мелочи, но иногда они могут стать причиной болезни, быть исключительно опасными и даже представлять угрозу жизни ребенка. Для родителей и для тех, кто ухаживает за детьми, очень важно знать об этих различиях.

            Нужно помнить о двух факторах. Первый: если у вас в детстве была аллергия, вероятно, и у вашего ребенка объявится аллергия к чему-либо. Второй: ваш ребенок преспокойно может получать что-нибудь наподобие антибиотика или неоднократно прикасаться к какому-то растению, но вдруг ни с того ни с сего выдаст на них аллергическую реакцию. Она всегда своеобразна, и если похоже на то, что у вашего ребенка она развилась, то, по-видимому, ТАК ОНО И ЕСТЬ, пусть даже раньше ничего похожего не было.

            Существуют десятки типов реакций на десятки различных аллергенов (веществ, к которым у ребенка может быть аллергия). Ниже описаны примеры, требующие проведения мероприятий неотложной помощи.

            Если ребенок съел или проглотил нечто, что решительно не понравилось его организму, очевидно, на протяжении нескольких последующих часов его будет тошнить (см. главу 23 об отравлениях). Если у него аллергия на это вещество, то реакция может наступить гораздо быстрее.

            Допустим, ребенок принимает лекарство, тот же пенициллин, и у него обнаруживаются аллергические симптомы. Вы должны немедленно прекратить курс несмотря на то, что было рекомендовано продолжать его до конца. Позвоните и поговорите с врачом, сообщив ему, что" вы уже сделали, и прислушайтесь к тому, что он подскажет.

 (Всегда советуйтесь со своим врачом относительно возможных последствий приема лекарства, которое он хочет назначить ребенку, - особенно если у того ранее наблюдались аллергические реакции на что-то либо есть признаки экземы или астмы.)

КАКИХ ПРИЗНАКОВ ОЖИДАТЬ

  Все может начаться с зуда на губах или зуда по всему телу.

  У ребенка могут появиться слабо выраженная сыпь на теле или грубые рубцы и отеки на некоторых, а то и на всех частях тела - это называется "уртикарией" или "крапивницей". Таким образом организм привлекает внимание к тому, что ему не нравится, что находится внутри или возле него.

 Могут возникнуть отеки на губах, языке, в полости рта, а также на руках или глазах. .

 Иногда отеки увеличиваются настолько, что перекрывают воздухоносные пути и ребенок может перестать дышать. Это неотложный случай, требующий медицинского вмешательства. Ребенок будет напуган, и чем больше он напуган, тем труднее ему дышать.

 Однако если пища или какое-то другое проглоченное ребенком вещество начинает перевариваться до того, как организм его отвергнет, реакция наступает медленнее, и она не столь драматична, но столь же серьезна. Первое, на что может пожаловаться ребенок, - на "колики" (боли) в животе, нередко на фоне тошноты, рвоты или поноса. Это напоминает пищевое отравление, но здесь его должны сопровождать и другие вышеупомянутые симптомы.

 Если все эти симптомы - выраженные, у ребенка может развиться шок.

  ПОМНИТЕ - ШОК ВЫГЛЯДИТ ТАК

 - Лицо ребенка может сделаться очень бледным или серым

- Его кожа на ощупь прохладная и липкая

- Пульс у ребенка может стать учащенным и слабым

- Ребенок может быть напуганным и беспокойным

- Он может чувствовать сильную жажду

- Он может зевать и ловить воздух ртом

- Ребенок может говорить, что все кружится

- Он может потерять сознание

 ЧТО ДЕЛАТЬ 

            Если язык и горло отекают и ребенку трудно дышать, высоко взбейте ему подушки, особенно если у него одышка, или сами выберите какое-то другое наиболее удобное положение. Чем удобнее ему будет, тем спокойнее он будет себя вести.

 Если он потеряет сознание, быстро положите его на ровную поверхность и освободите его воздухоносные пути. Внимательно следите за дыханием. Если оно остановится, немедленно приступайте к "азбуке" элементарной реанимации.

А - ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ (свободны ли они?)

В - ДЫХАНИЕ (дышит ли ребенок?)

С - ЦИРКУЛЯЦИЯ (бьется ли его сердце?)

 Расскажите ребенку, что происходит и что вы собираетесь предпринять. Если вы имеете дело с малышом, постарайтесь не показывать своей паники.

 Посмотрите, не можете ли вы найти кого-нибудь, кто вызвал бы по телефону "скорую помощь" (см. главу 1 о подготовке и практических советах). Если рядом с вами никого нет и телефон в доме отсутствует, попросите соседа вам помочь. Но помните: не оставляйте ребенка одного.

 Если вам кажется, что ребенка может тошнить, поверните его в положение "выздоравливающего".

 Профилактика (предупреждение)

 

            Некоторые врачи считают, что потребление "готовой пищи" - одна из причин развития аллергических реакций у детей, хотя аллергия на продукты встречается достаточно редко. Если у вашего ребенка ИМЕЕТСЯ аллергия на какую-нибудь конкретную еду, он - и вы - быстро о том узнаете, так как это обычно проявляется очень драматично. Некоторым детям абсолютно противопоказаны ракообразные (моллюски), яйца, молочные продукты, пшеница, орехи, шоколад и ягоды - такие, как клубника.

            Если это моментально не становится очевидным, вам нужно выявить, на что у вашего ребенка аллергическая реакция. Может быть, целесообразно показать его специалисту по аллергии, который попытается выяснить, какой именно продукт порождает подобную проблему. Врачу потребуется, чтобы вы завели список всего, чем кормите ребенка за день. Тем точнее он и вы определите, что же это такое, следя за возникновением аллергической реакции.

            Потом врач может провести отдельные простые кожные пробы (в больнице). Вам полезно, а иногда жизненно важно знать, существуют ли особые вещества, которых надо избегать. Например, если у вашего ребенка аллергия к пенициллину, ему следует носить специальный браслет, чтобы всем было ясно, что ему НЕЛЬЗЯ давать этого лекарства даже при неотложном состоянии.

            Вы можете захотеть попробовать акупунктуру (иглоукалывание), которая в идеальном варианте сочетается с гомеопатией. Врачи, пользующиеся этими альтернативными методами лечения, если у них есть хорошие рекомендации, зачастую отличаются большим мастерством. Акупунктура может быть очень эффективной для некоторых детей с аллергическими нарушениями и предотвратить рецидивы, но результаты ее сказываются медленнее по сравнению с результатами ортодоксальной медицины. Они порой так же действенны, как прием лекарств, которые выписывает врач; иногда намного лучше.

  АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК

             Так называется мощная аллергическая реакция на вещество, которое попадает в организм ребенка. Это вещество может быть в инъекции (особенно часто у детей, например, при иммунизации) или проникнуть с укусом насекомого (см. также "Укусы" в главе 22 о нетяжелых повреждениях и болезнях), а может оказаться пищей, к которой у ребенка аллергия. Анафилактический шок обычно развивается за несколько секунд и представляет собой неотложное состояние, требующее медицинской помощи.

            Иногда шок отмечается после приема пенициллина, если вы не знали заранее, что у ребенка на него аллергия. При возникновении первых подозрительных признаков немедленно ПРЕКРАТИТЕ ПРИЕМ ПРЕПАРАТА - даже если врач рекомендовал не прерывать курс и довести его до конца. Посоветуйтесь со своим врачом перед тем, как возобновить то же лечение.

            Вполне вероятно, что другие вещи, включая некоторые продукты питания, не вызывающие подозрения, провоцируют у ребенка аллергическую реакцию, но в этих случаях она разворачивается медленнее и протекает не столь тяжело (см. выше).

КАКИХ ПРИЗНАКОВ ОЖИДАТЬ

 

Через несколько секунд после инъекции (или укуса, или поглощения пищи) у ребенка разовьются все признаки шока.

 ПОМНИТЕ - ШОК ВЫГЛЯДИТ ТАК

- Лицо ребенка может сделаться очень бледным; серым

- Его кожа на ощупь прохладная и липкая

- Пульс у ребенка может стать учащенным и слабым

- Ребенок может быть напуганным и беспокойным

- Он может чувствовать сильную жажду. Он может зевать и ловить воздух ртом

- Ребенок может говорить, что все кружится.  Он может потерять сознание

- Ребенок может жаловаться, что его тошнит, или действительно у него начнется рвота.

- Ему трудно дышать, он может задыхаться.

- У него может наступить приступ чихания.

- Может появиться зуд, а кожа приобретет ярко-красный цвет.

- Лицо ребенка может стать отечным, особенно вокруг глаз, на коже могут выступить большие красные пятна, называемые "крапивницей".

- Пульс будет учащенным и слабым.

- Ребенок может потерять сознание.

ЧТО ДЕЛАТЬ 

          Это - абсолютно неотложное состояние!!!

 Вы должны как можно быстрее доставить ребенка в больницу. Наберите номер "скорой помощи" и сообщите, что произошло.

 Если ребенок еще в сознании, разговаривайте с ним спокойно, скажите, что к нему едет врач и вы хотите, чтобы он лежал (поскольку именно это положение поможет ему больше всего).

 Однако, если у него трудности с дыханием, несмотря на то что он в шоке, вам надо его посадить при условии, что он не чувствует слабости или его не тошнит; в последнем случае придайте ему положение "выздоравливающего". Постарайтесь выбрать максимально удобное положение, но внимательно следите за ребенком, чтобы быть уверенным в его безопасности.

 Если он потеряет сознание, освободите ему воздухоносные пути и проверьте дыхание. Обнаружив, что оно прекратилось, немедленно начинайте "азбуку" элементарной реанимации, проводите ее до приезда "скорой помощи".

 

А - ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ (свободны ли они?)

 

В - ДЫХАНИЕ (дышит ли ребенок?)

 

С - ЦИРКУЛЯЦИЯ (бьется ли его сердце?)

 

            За последнее время отмечено небольшое увеличение детской смертности от аллергических приступов. Это беспокоит специалистов по аллергии, и многие из них считают, что родителям таких детей следовало бы иметь дома нужное лекарство, а не ждать, пока его доставят по экстренному вызову. Вам будет спокойнее, если обучиться им пользоваться. И почему бы тогда не сходить и не проконсультироваться с врачом? Помните, если у вашего ребенка серьезная аллергия на какое-либо вещество, например пенициллин, ему следует носить специальный браслет (типа "медик-алерт"), где об этом сказано. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК

 

Пр.МЗ РФ №5/н от 31.01.2011г.

 

 

 возраст

 наименование прививок

 впервые 24 часа

 V1 гепатита В

 3 - 7 день

 Vтуберкулеза(БЦЖ-М)

 1 месяц

 V2 гепатита В

 3 месяца

 V1 дифтерии,коклюша,столбняка(АКДС)

V2 полиомелита

 4,5 месяца

 V2дифтерии,коклюша,столбняка(АКДС)

V2 полиомелита

 6месяцев

 V3дифтерии,коклюша,столбняка,

гепатита  В

 12месяцев

Vкорь,эпидпаратит,краснуха

 18месяцев

 RV1 дифтерии,коклюша,столбняка(АКДС)

RV1 полиомелита

 20месяцев

 RV2 полиомелита

 6 лет

 RV корь,эпидпаратит,краснуха

 6-7 лет

 RV2 дифтерии, столбняка(АДС-М)

 7 лет

 RV туберкулеза(БЦЖ)

 14 лет

 RV3 дифтерии,столбняка(АДС-М)

RV3 полиомелита

RV туберкулеза(БЦЖ)

 18 лет

 RV4 дифтерии,столбняка(АДС-М)

  

Памятка

родителям часто болеющих детей.


- Закаливание 
- Двигательная гимнастика каждое утро, 

вместо зарядки - 5 упражнений :
    «часики» (руки вперед и назад) 
    «петух» (похлопать руками по бедрам - кукареку) 
    «паровоз» (попеременное движение рук - чих-чих) 
     «насос» (руки вдоль туловища с наклонами в   

                       сторону - сое!) 
     «вырасти большой» (руки вверх и хорошо      

                                     подтянуться на носках - чхх!) 
- Обтирание шеи мокрым полотенцем после утреннего умывания. 
- Массаж крыльев носа каждое утро после умывания. 
- Полоскание рта водой из-под крана после еды. 
- Как можно больше находиться на свежем воздухе. 
- Не кутать. 
- Часто проветривать комнату, особенно перед сном. 
- Мыть ноги водой перед сном прохладной водой ежедневно (начать с температуры воды 28-30 С, постепенно понижая до 18 С и ниже). 
- Питание
Яблоки, чернослив, изюм, курага, черная смородина, капуста свежая и квашенная, лук, чеснок, свекла, шиповник.


               

 Профилактика частых ОРЗ в течение 2-3 недель весной и осенью

 


- Орошение зева настоем чеснока:
2 зубчика чеснока заливают 1 стаканом кипяченной воды, настаивают сутки, процеживают через двойной слой марли, орошают с помощью баллончика для клизмы через 20-30 минут после еды 2 раза в день в течение 2-3 недель. 
- Орошение зева настоем эвкалипта - 1 столовая ложка на 1 стакан воды - 1 раз в день - 2-3 недели. 
- Лечебные травы (смесь):
Валериана, пустырник, зверобой, мята, шалфей: по 1 ч.л. каждой травы смешать, взять 4 ч.л. смеси, залить 0,5 л. кипяченной воды (кипящей), настоять 20-30 минут, процедить, давать по 1 ч.л. 3 раза в день в течение 3-х недель (можно до 2 месяцев).
При анемии добавить крапивы, при болях в животе - ромашки, при аллергии - череду. 
Лечебные ванны (общеукрепляющие) с добавлением трав:
ромашки, череды, дубовой коры, хвои - через день, 2 раза в год весной и осенью. 
- Массаж спины 1 раз в день после перенесенного ОРЗ в течение 3-4 недель. 
- В комнате, где находится ребенок, хорошо иметь комнатный цветок герань, который выделяет вещества, убивающие микробы и вирусы.

счетчик посещений