Меню
http://персональныеданные.дети

Агеева Е.Г.

Агеева  Е.Г.

Данный конспект представлен на муниципальный конкурс методических разработок 15.02.2017 г.

 Агеева НОД.doc  

Фотографии, презентации можно скачать с Яндекс-диска 

Презентация https://yadi.sk/i/X00oDt9v3DFqrJ

фотоматериал https://yadi.sk/i/BJJ73gom3DF6vb

09.12.2016

Методическая разработка занятия в ДОУ

Экологическое воспитание, старшая группа

Тема: «Заседание ученого совета»

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о растениях.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать расширять знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Познакомить  детей с условиями роста и развития растений;

Учить  способам самостоятельного познания;

Через  символические и образные средства углублять представления детей о себе в прошлом, настоящем и будущем

Развивающие:

Развивать  навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Развивать  любознательность, память, умение делать выводы о

          развитии природы;

Развивать  творческое воображение, умение фантазировать;

Воспитательные:

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы:

Словесные:   беседа, проблемные вопросы,  экологическая разминка.

Практические:  дидактические  игры – «Назови одним словом», «Распредели объекты живой и неживой природы»,  «Ученое сообщение», «Как растет все живое», психогимнастика  «Зернышко», опыты «Что нужно растению для роста».

Наглядные:рассматривание картинок живой и неживой природы, просмотр презентации и  видеофильма «Как из желудя вырос дуб»

Длительность  занятия:  30-35 мин.

Материал к занятию:

Демонстрационныйпрезентация, телеграмма, оборудование для опытов

Раздаточныйкарточки «Живая  и неживая природа», желуди.

Предварительная работапосадка растений и уход за ними.

Ход занятия

Орг. момент

Дети:(стоят полукругом)
Воспитатель: Ребята, я вам  предлагаю стать  сегодня  юными экологами. А кто это – юные экологи?
Ответы детей – «это дети, которые любят природу, всегда и везде

заботятся о ней»).
Слайд 1

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Что знаете о природе вы сейчас мы и узнаем.

Игра «Назови одним словом»

1. Капуста, лук, свекла - овощи
 2. Груша, персик, яблоко - фрукты
 3.  Воробей, голубь, синица - птицы
 4. Корова, овца, собака - домашние животные
 5. Волк, лиса, заяц - дикие животные
 6. Рыбы, кит, дельфин - морские обитатели
 7. Комар, муха, бабочка - насекомые
 8. Малина, клубника, земляника - ягоды

9. Цветы, трава, деревья - растения

10. Береза, рябина, клен - деревья
 Молодцы, вы все назвали правильно.

 ( Стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму)
Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает):
 «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас – заходите в зал заседаний. (дети садятся за столы)

Воспитатель: Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний

совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение, поставим опыты.

Сообщения детей
А вот и наши юные ученые. Кирилл расскажет нам о живой природе, а

Ваня Ш. - о неживой природе.
Кирилл К.: . Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается. Мир живой природы –это животные, насекомые, птицы, рыбы, растения и человек (показывает картинки).

                                                                                            Рис.1, слайд  2

                                                                                            Рис.2, слайд  2

                                                                                          Рис.3, слайд  2

                                                                                           Рис.4, слайд  2

                                                                                           Рис.5, слайд  2

                                                                                       Рис.6, слайд  2

И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания.
Ваня Ш.: Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки).

                                                                                           Рис.1 ,слайд  3

                                                                                          Рис.2,слайд  3

                                                                                        Рис.3,слайд  3

                                                                                        Рис.4, слайд  3

                                                                                     Рис.5, слайд  3

                                                                                        Рис.6, слайд  3

                                                                                              Рис.7, слайд  3

И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения. А вы знаете что относится к живой природе, что к неживой?

Игра «Распредели объекты живой и неживой природы»

Воспитатель: Как же растет и развивается все живое? Мы  поговорим о

том, как растет и развивается человек (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, пожилой человек). Для этого нужно (воздух + вода + питание + тепло + забота и любовь) – схема в презентации.

                                                                                           Слайд 4


 Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете.

Гимнастика для глаз

Лучик солнца озорной,         моргают глазами

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка лучик повернись,       круговые движения глазами

На глаза мне попадись.

Взгляд я влево отведу,         отводят взгляд влево

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю,    отводят взгляд вправо

Снова лучик я найду

                                                                                     Слайд 5
Воспитатель: Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Илюша.
 (ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом

из яйца появляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)
Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?
 (дышать свежим воздухом, надо его кормить зерном, поить водичкой,

гулять, греться на солнышке, укрываться от врагов под маминым крылом)

Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же,

что и человеку:
 Дети: воздух + питание + вода + тепло +забота

Физкультминутка «Улыбнись»
Вверх и вниз рывки руками,
 Будто машем мы флажками.
 Разминаем наши плечи.
 Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
 Руки в боки. Улыбнись.
 Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
 Приседанья начинай.
 Не спеши, не отставай. (Приседания.)
 А в конце — ходьба на месте,
 Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Мы размяться все успели,
 И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель:  А как же растут и развиваются растения?  Растения – это…(травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)
 Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, развиваются).

Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим как из желудя растет дуб.

Слайд 6 (просмотр видеофильма)

Пройдет время и из этого маленького деревца вырастет огромный дуб.

                                                                                               Слайд 7
 Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Что же необходимо для роста и развития растения мы проверим проведя опыты. Приглашаю всех в нашу лабораторию.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним как мы с вами посадили в четыре горшочка одинаковые растения. Как эти растения называются?

Дети: Это растение называется колеус.

Воспитатель: Мы договорились с вами, что будем ухаживать за ними и наблюдать.Три горшочка с растениями поставили на одно окно, а одному горшочку места на окошке не хватило и мы поставили его на полочку

далеко от окна.

Опыт №1

Воспитатель: Рассмотрите  растения и сравните их.

Дети: Одно растение красивое с сочными яркими листьями, а у другого листья  опустились, завяли.

Воспитатель: В чем же причина? Ребята, обратите внимание на почву.

Какая она?

Дети: В горшочке где растет растение с завядшими листьями, почва сухая, его забыли полить. В другом горшочке почва влажная, это растение полили.

Воспитатель: Растение может погибнуть, что надо сделать, чтобы этого не случилось?

Дети: Полить (поливают)

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем? Что надо растениям для роста и развития?

Дети: Растениям необходима вода.

Опыт №2

Воспитатель: Рассмотрите еще одно  растение. Этому растению не хватило места на окошке и его поставили далеко от окна. Что произошло с ним?

Дети: У этого растения  тонкий стебель и светлые неяркие листья.

Воспитатель: Может быть его тоже забыли полить?

Дети:Нет.Почва влажная.

Воспитатель: А что же тогда случилось? (ответы детей).

Подвести детей к правильному ответу. Как вы думаете, где больше света на окошке или на полочке?

Дети: На окошке света больше чем на полочке.

Воспитатель: Так чего же не хватило растению на полочке, чтобы вырасти таким же красивым?

Дети: Растению не хватило света.

Опыт №3

Воспитатель: Ребята, посмотрите еще на одно растение. Мы сегодня проветривали нашу группу и забыли убрать его с окна. Скажите какое сейчас время года?

Дети: Наступила зима

Воспитатель: На улице тепло или холодно?

Дети: На улице холодно. Мороз.

Воспитатель: Ребята, что с растением произошло? Аккуратно потрогайте листья растения и почву.

Дети:  Почва влажная и холодная. Листья тоже холодные и немножко

завяли.

Воспитатель: Как вы думаете, что бы случилось с растением, если долго оставить его на холоде?

Дети: Растение замерзнет и погибнет.

Воспитатель: Какой мы сделаем вывод? Что еще надо для роста растения?

Дети: Растениям нужно тепло.

Воспитатель: А мы теперь будем внимательнее и не будем забывать наши цветы зимой на открытом окошке.

         Ребята, мы провели опыты и выяснили что же надо растениям для роста и развития?

Дети: Растениям необходима вода, свет, тепло, забота, уход и конечно воздух

Воспитатель: Как видим, не только растениям, но и всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: воздух, питание, вода, тепло, свет и забота.

Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище – там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)
Воспитатель:  Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать). Да, деревья называют легкими нашей планеты. Сейчас зима и посадить дерево мы не сможем.

Слайд 8

Психогимнастика «Зернышко» [http://ancibor.blogspot.ru/2015/01/blog-post_23.html] звучит спокойная музыка музыка [https://xmusik.me/q/l_i8z7Xt5cmR-Yrttv_n06vcc6Datvu9w7f8pd2I6mKfuZ39tIqq2Oj-m8eFxr_zpOm45w/]

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком.

Закройте глаза…Представьте, вы – маленькие зернышки. Вы сидите

глубоко в земле.  Вдруг стало теплее. Вы потянулись вверх и ваши

росточки оказался на воле. Солнышко согрело вас, теплые лучи коснулись вашего стебелька, ветерок качнул листочки. Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло вас вверх. Вы стали расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, вы стали пить дождевую водичку, стали сильными и большими. Ваши бутоны раскрылись, и вы превратился в прекрасные цветы. И вам так хорошо, что вы живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах теплого солнышка… И вот выросли такие красивые цветы

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось быть живым зернышком?

 Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыты).
 Вам понравилось? А что вам понравилось?
 Наш общий дом  – это планета Земля. Земля – это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

Есть на земле огромный дом
 Под крышей голубой,
 Живут в нем солнце, дождь и гром,
 Лес и морской прибой.
 Живут в нем птицы и цветы,
 Веселый звон ручья.
 Живешь в том светлом доме ты
 И все твои друзья.
 Куда б дороги не вели,
 Всегда ты будешь в нем.
 Природою родной земли
 Зовется этот дом.

                   Л.Дайнеко [http://l-vilim.ru/ogromnyiy-dom/]
Воспитатель:  На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам – молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными медалями.  (раздать памятные медали)

                                                                                                Слайд 9

Список литературы

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.Программа воспитания и обучения в детском саду «От  рождения  до  школы» [Текст]-М.:Мозаика-Синтез, 2014

Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. [Текст] Николаева С.Н. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Интернет ресурсы

http://l-vilim.ru/ogromnyiy-dom/

http://ancibor.blogspot.ru/2015/01/blog-post_23.html

https://xmusik.me/q/l_i8z7Xt5cmR-Yrttv_n06vcc6Datvu9w7f8pd2I6mKfuZ39tIqq2Oj-m8eFxr_zpOm45w/

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности

ОО «Познавательное развитие»

Экологическое воспитание

Тема «Заседание ученого совета»

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего возраста  5-6 лет.

Цель НОД: обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о растениях.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

расширять знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

познакомить детей с условиями роста и развития растений;

учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

учить способам самостоятельного познания;

через символические и образные средства углублять представления детей о себе в прошлом, настоящем и будущем

Развивающие задачи:

развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

развивать любознательность, память, умение делать выводы о

развитии природы;

развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Воспитывающие задачи:

воспитывать стремление сдержаться, проявить   терпение.

продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

  • формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, опытно-экспериментальная

Формы организации: фронтальная

Методы: словесные (беседа, проблемные вопросы,  экологическая разминка),

наглядные  (рассматривание картинок живой и неживой природы, просмотр презентации, видеофильма «Как из желудя вырос дуб»),  практические (психогимнастика  «Зернышко», опыты «Что нужно растению для роста». Игровые (дидактические  игры – «Назови одним словом», «Живая и неживая природа»,  «Ученое сообщение»)

Методические приемы: Сюрпризный момент, игра, вопросы, опыты, слайдовая презентация

Решение задач осуществляется через интеграцию всех образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное», ОО «Художественно-эстетическое»

НОД осуществляется в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие в интересной, доступной форме решить поставленные задачи.

Ведущий вид деятельности – познавательная, обозначена в ФГОС ДО, который определяет требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности.

На каждую часть были подобраны наглядные пособия , которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве в занятия.

Организационный момент был направлен на подведение детей к теме занятия. Детям было предложено стать юными экологами для объединения всех частей, решающих разные задачи.

В основной части в игровой форме дети слушали сообщения сверстников о живой и неживой природе. Далее, также в игровой форме, распределили объекты живой и не живой природы (дидактическая игра «Распредели объекты живой и неживой природы»). Используя схемы вспомнили как растут и развиваются объекты живой природы. В конце основной части провели опыты, для определения условий для роста и развития растений.

Все части НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Приемы носили игровой характер, были основаны на игровых, практических приемах. Дети отвечали на поставленные вопросы, старались отвечать полным ответом, проявляли интерес. Все были активны, участвовали в играх, беседах.

Можно сказать, что в НОД поставленные задачи решены.

Достигнутый результат соответствует ожидаемому.

 

 01.12.2015

Конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.Тема: Путешествие в королевство «Математика»

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи, записывать их решение с помощью цифр.
  • Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
  • Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
  • Закрепить знания о последовательности дней недели.
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание, умение рассуждать

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь

Технологии:

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровые.

Здоровьесберегающие технологи:  динамическая пауза, гимнастика для глаз.

ИКТ: презентация «Путешествие в королевство Математика»

Средства обучения:

Наглядный: презентация «Путешествие в королевство Математика»

Раздаточный: набор цифр и арифметических знаков, лист бумаги А5, цветные карандаши, карточки с цифрами от1до 7, карточки с геометрическими фигурами (билеты), бумажные монеты достоинством

 1 и 2 руб.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом на ковре. (слайд 1)

- Ребята,  какими бы вы хотели бы видеть друг друга, грустными  или веселыми ?  конечно веселыми. Тогда  пусть на ваших лицах поселится добрая, веселая улыбка. А вы не хотите поделиться хорошим настроением с другими людьми?  Давайте пошлем это настроение  друг другу и гостям.

Появляется  воздушный шарик

- Ой, что это такое? Какой красивый шарик! Наверное, он хочет с нами поиграть. Посмотрите, да здесь же письмо. Кому же оно адресовано? (Детский сад «Улыбка», группа «Солнышко»). Да это же нам письмо, давайте его прочитаем.  (воспитатель читает письмо)

- Ну что, ребята, примем приглашение  Королевы Математики?

- На чем же мы отправимся в наше путешествие?

- А узнаем мы если соединим точки по порядку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы отправимся на корабле знаний.

- Как же нам попасть на корабль? (Купить билеты) Тогда мы отправимся в кассу. Возьмите кошельки с монетами. Билет стоит 4 рубля, подумайте какими монетами вы будете расплачиваться.

-Ребята, посмотрите на билеты, на них написаны примеры, решив их вы сможете правильно занять место на корабле.

- Почему ты занял это место?

- А ты почему занял это место?

- Все заняли свои места, можно отправляться в путь. (слайд2)

 Закройте глаза и вы услышите как шумит за бортом море и кричат чайки. Вот и показался на нашем пути первый остров (слайд 3)

 Это остров задач.

- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос)

- С помощью каких арифметических действий мы с вами научились решать задачи? (сложение, вычитание)

(Слайд № 4)

- На  какое арифметическое действие будет эта задача?

- Почему вы так думаете?

- Назовите числа которые будут использоваться в задачи? (8и 3)

Дети составляют задачи. Один ребенок повторяет свою задачу. Дети определяют структуру задачи и выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков, читают запись и отвечают на вопрос задачи.

Молодцы, ребята, правильно решили задачу. Давайте немножко отдохнем.

Гимнастика для глаз. «Послушные глазки»(слайд 5)

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют

(продолжают сидеть с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим

(открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву О, получается легко.

(глазами рисуют букву О)

Верх поднимем, глянем вниз

(глаза поднимаются вверх, опускаются вниз)

Вправо – влево повернем

(глаза смотрят вправо – влево)

Заниматься вновь начнем.

(Слайд  6)

- Сколько точек в первом круге? (5)

- Сколько точек во втором круге? (3)

- Что показывает овал?

- Какое арифметическое действие надо выполнить чтобы получилось целое?

Дети составляют задачи. Один ребенок повторяет свою задачу. Дети определяют структуру задачи и выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков, читают запись и отвечают на вопрос.

Молодцы, все задачи решили правильно. Наш корабль отправляется дальше, за бортом зашумели волны. (слайд 7) А вот и следующий остров –остров Веселый счет.  (слайд 8)Я приглашаю всех на остров. После долгого плавания не мешало бы и размяться.

Физкультминутка(слайд 9)

Отдых наш - физкультминутка,
 Занимай свои места:
 Раз - присели, два - привстали.
 Руки кверху все подняли.
 Сели, встали, сели, встали
 Ванькой-встанькой словно стали.
 А потом пустились вскачь,
 Будто мой упругий мяч. 

Игра с мячом «Веселый счет»

  • какое число больше 5 на 1?
  • Какое число меньше 9 на 1?
  • Какое число больше 7 на 1
  • Посчитай от 1 до 10
  • Посчитай от 10 до 20
  • Посчитай от 3до 8
  • Посчитай от 5до 9
  • Посчитай от 4 до 7
  • Посчитай от 12 до 16
  • Посчитай  от 20 до 10
  • Посчитай от10 до 1

Молодцы, правильно ответили на все вопросы, а теперь нам пора отправляться в путь. Занимаем свои места на корабле. (слайд 10)

 Вот и следующая пристань - это остров геометрических фигур.(слайд 11)

Графический диктант

 

Пора отправляться дальше в путешествие. Нас ждут приключения.(слайд 12) А вот и остров Дружные цифры.  (слайд 13) (Ребята посмотрите на острове что –то случилось. Оказывается цифры заблудились и не могут найти свои квартиры. Давайте поможем им.

Дидактическая игра «Найди соседей! (слайд 14-16)

Молодцы, помогли цифрам найти свои квартиры, а цифры приглашают вас поиграть с ними в интересную игру. Она называется «Живая неделька»

Подвижная игра «Живая неделька»

Релаксация  (слайд 17)

Очень весело играть, но нам пора возвращаться в детский сад. Сядьте поудобнее на ковре и закройте глаза.  За бортом шумит море и наш корабль плывет по волнам.

Откройте глаза мы в нашем любимом детском саду.

Подведение итогов.(слайд 18)

Понравилось вам наше путешествие?

Что вам больше запомнилось?

А чтобы вы не забывали это путешествие  Королева Математика дарит вам эти подарки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия  по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

 

Воспитатель: Агеева Е.Г.

Апрель 2013г

Комплексное  занятие  в  подготовительной  группе

 

Тема: ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ

( ознакомление  с  окружающим  миром  с элементами изобразительной деятельности)

Цель:

  • Приобщить детей к истокам русской народной куль­туры;

Задачи:

  • - Учить детей выполнять поисковые действия, анализ сюже­тов, обосновывая свои выводы;
  • Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; 
  • Расширять знания детей о правилах поведения в природе, побуждать к действиям бережного отношения к окружающему миру;
  • Совершенствовать навыки связной речи и грамматического построения речи;
  • Закреплять умения передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.
  • Воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие.

Материал:  музыка для сопровождения рисования, предметные картинки, презентация, банки с краской, кисточки,  салфетки.

Предварительная работа. Наблюдение в природе за березой, беседа о деревьях, заучивание сти­хов про березу, слушание русских народных песен про березу.

 

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель:У каждого человека есть Родина, родной город, дом, где он родился и вырос. Скажите, как называется наше государство?

Дети: Россия.

Воспитатель: Город?

Дети: Серпухов

Воспитатель:Но у нас не все ребята живут в Серпухове. Дима расскажи где живешь ты.

Дима:Я живу в деревне Борисово.

Воспитатель: Полина, а где живешь ты?

Полина:Я живу в деревне Бутурлино

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о дереве,  а о каком вы узнаете если отгадаете загадку.

 «Какое дерево носит сережки?»

Дети:  Береза

Воспитатель:Да сегодня мы поговорим с вами о русской березке. Береза символ красоты русской природы.

Под музыку входит девочка, переодетая в березу.

Девочка. Здравствуйте, ребята!

Я березка русская,

То светлая, то грустная,

 В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Ребята, расскажите, кто знает, что-нибудь обо мне.

Дети. Березку можно встретить в лесу и в поле. Она укра­шает городские парки. Цветет береза в апреле, весной семена березки называют «сережками». Из древесины делают мебель, игрушки, бумагу.

Воспитатель. Любимым деревом многих россиян является белая береза. Белоствольная, величавая, изящная она очень напоминает нам девушку.  О березке со старины слагаются песни, сказки и стихи. Она как бы образ России.

Ребята, кто знает стихи о березке?

Дети рассказывают стихи

Воспитатель:Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ березку за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? 

Дети:Кора у березы белый с черными черточками.

Воспитатель:Про березку говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Березка – не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.

 Березка, а что ты можешь рассказать о себе?

Девочка(березка): Из моих почек заваривают  чай, этот отвар очень полезный, и лечит многие болезни человека.

Из моих веток делают веники.  Березовый веник в бане изгоняет болезни, дает силу.

 Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у меня выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

 Березовые дрова горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.

Воспитатель:

Игра «Выбери нужные картинки».

Дети.

• Береза дает тепло.

• Из почек березы делают лекарство.

• Из древесины делают бумагу.

• Из веток березы делают веники.

• Из веток плетут корзины.

• Из древесины делают посуду, мебель и т. д.

Воспитатель:Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии.

Воспитатель. Давайте полюбуемся красотой березки .(слайд 1)

Береза – красавица. Ствол у нее чистый, белый издалека видный в любую пору. А крону свою она то и дело наряжает по-новому, и всегда со вкусом. Зимой на ней строгое серо-фиолетовое платье из гибких безлиственных ветвей; на фоне зимнего неба оно будто легкое облачко, зацепившееся за ствол.(слайд 2-4)

         Весной на березе нежно-зеленое девичье платье из ажурных кружев, самое нарядное из лесных одежд. (слайд 5-7)

         Летом – цветом потемнее и поплотнее, густо зеленое. (слайд 8-11)

         А осенью надевает березка, как воспоминание о лете, солнечного цвета сарафан. (слайд 12-16)

Воспитатель. Вот какой разной может быть березка.

Физкультминутка

Воспитатель: Вам нравится наша березка? Давайте поводим вокруг нее хоровод.

Хоровод: «Во поле березка стояла».

Воспитатель. Приятно гулять по березовой роще в лю­бое время года и в любую погоду. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

Дети, а вы знаете, как надо вести себя в лесу? Давайте поиграем, я буду задавать вопросы, а вы отвечать «хорошо» или «плохо».

Игра «Хорошо - плохо».

• Ломать ветки у деревьев? (Плохо. Потому что им больно.)

Гулять по тропинке в лесу? (Хорошо.)

Собирать ядовитые грибы? (Плохо, так как можно отра­виться.

•  Разводить костер в лесу? (Плохо, так как может случить­ся пожар.)

Собирать березовый сок? (Хорошо, так как он полезный.)

Оставлять в лесу мусор? (Плохо, так как лес будет загряз­нен.)

Воспитатель. запомнили вы что нам дает береза?

Дети : Да

Воспитатель. Давайте сделаем вывод о том, что дает нам береза

Игра «Закончи предложение».

Воспитатель.

• Береза людей ... (Лечит, потому что из ее почек делают лекарство)

• Береза людей... (Греет, потому что березовые дрова дают много тепла)

Береза людей... (Радует, потому что гулять по березовой роще приятно. Потому что поднимается настроение)

Воспитатель. Что-то загрустила наша береза, может, у нее что-то случилось?

Девочка-березка. Расту я на опушке леса совсем одна и нет рядом моих подружек.

Воспитатель. Ребята, давайте нарисуем березке подру­жек, но сначала поиграем с нашими пальчиками. (пальчиковая гимнастика)

Разотру ладошки сильно,

 Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну. (растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги) Затем руки я помою («моют» руки)

Пальчик в пальчик я вложу,

 На замочек их закрою

И тепло поберегу. (пальцы в «замок»)

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики. (расцепить пальцы и перебирать ими)

А теперь приступаем к работе. Дети рисуют под музыку.

Воспитатель (анализ работ).Какие разные у вас полу­чились березки! У кого какие?

Дети.

• У меня задумчивая.

• У меня грустная.

• У меня веселая

 

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной   группе

Тема:ПУТЕШЕСТВИЕ В ТУНДРУ

Цель:

  • Познакомить детей с особенностями природных условий тундры;

Задачи:

  • Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях   

          и взаимодействии живых организмов со средой обитания;    

  • Развивать у детей способность анализировать, делать выводы,  

         устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

  • Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей   

         тундры; развивать умение находить закономерности в   

         климатических условиях и образе жизни людей;

  • Воспитывать уважение к людям другой культуры.

Материалы к занятию: Презентация к занятию, оборудование для опыта.

Ход занятия:

I.Вводная  

Давайте вспомним, где мы с вами побывали на прошлом занятии?

(Ответы детей)

II.Основная

  1. 1.    Сегодня мы отправимся дальше в тундру. И снова зима, снег. (слайд 1)

- В отличии от северного полюса, в тундре есть растительность.

-А что необходимо всем растениям для жизни? Свет, тепло, вода. Выходит, что в тундре все это есть.

- Но почему растительность так скудна, только мхи, лишайники да иногда низкорослые березки?

- Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем в этом разобраться.

     2. Проведем опыт.

Вот две одинаковые емкости, наполненные землей. (В одной из емкостей, под небольшим слоем земли находится лед), закрывающий всю поверхность.  Детям об этом неизвестно).

- Скажите, одинаковые ли эти горшки?

Теперь в каждый из горшков мы нальем одинаковое количество воды.

- Как отмерить одинаковое количество жидкости?

(Эту задачу дети должны иметь возможность решить экспериментально. )

- Как вы думаете, что должно произойти? (Вода уйдет в землю.) Наливаем воду в первый горшок. Вода действительно

уходит в землю.

Проделываем то же самое со вторым горшком.

- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так и есть - лед.

          В тундре  мешает воде вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же, как и в случае с цветочным горшком, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Поэтому-то и образуются болота. ( слайд 2)

. -А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту.

- Какими же тогда вырастают сами растения?

Вот так с помощью двух цветочных горшков мы поняли, почему образуются болота и почему растения в тундре не бывают большими.

Несмотря на то что лето в тундре короткое, цветы успевают отцвести и дать семена. (слайд 3)

Красиво летом в тундре! А сколько ягод! И клюква, и морошка. (слайд 4)

 Итак, в тундре есть растения. Что из этого следует? Что есть и животные, которые ими питаются. Как они все называются? Травоядные. Кто же это? Северный олень (слайд 5), заяц (слайд 6). На них охотятся волки, песцы, полярная сова (слайд 7). Как называть этих животных? Хищники. Все они очень хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях.

 Летом в тундре очень много различных насекомых (слайд 8). Что из этого следует? Что огромное количество птиц прилетает сюда в это время (слайд 9).

Бабочки в тундре в основном темного цвета (слайд 10). Почему?

 Чтобы понять это, проделаем еще один опыт.

Под настольную лапу одновременно положим два предмета: темный и светлый, подержим их там некоторое время. (предложить детям потрогать их)

- Какой предмет нагрелся сильнее? (Темный.)

А так как в тундре солнечных дней немного, то бабочка с помощью темной окраски берет все возможное тепло.

- Попробуйте объяснить, почему вы летом носите светлую одежду?

 

3.Физкультминутка:

Встанем, надо отдохнуть,

 Наши пальчики встряхнуть.

 Вскинем наши пальчики,

Как ушками шевелят зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

 Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

 Теперь садимся — тише, тише.

Притихнем, словно в норах мыши.

 

4. Рассматривание картин.

Посмотрите, вот еще картина  (на картинках изображены жители тундры). (слайд 11)

- Как вы думаете, чем могут заниматься эти люди?

- Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет?

- Могут ли разводить коров, овец, свиней?

Основное занятие жителей Севера – оленеводство (слайд 12, 13), рыболовство, охота. Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь. И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад (слайды 14-16).

Раньше из оленьего меха делали даже дома (слайд 17). На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костер - вот и дом. Сейчас дома строят из современных материалов

Но все же оленеводам, рыбакам, охотникам за пушными зверями приходится подолгу находиться вне дома. Поэтому их дети живут и учатся в интернатах. Интернат - это школа, в которой дети проводят по несколько месяцев, пока родителей нет дома.

Занимаются местные жители и резьбой по кости (слайды 18-20). Скульптурки из кости и рисунки на моржовом клыке знают во многих странах - такие они знаменитые

5.Пальчиковая гимнастика

Цепочка

Пальчики перебираем
 И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

6.Работа в рабочих тетрадях

III.Заключительная

- Ребята, где мы с вами побывали?

Что нового вы узнали?

Что особенно вам понравилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Агеева Е.Г.

декабрь 2009г.

 

 

 

счетчик посещений